Основы техники правильного самонаблюдения (2015).

Как вы уже поняли, друзья мои, в данной статье речь пойдет о технике правильного самонаблюдения. И прежде чем продолжить, я должен обратить ваше внимание на тот факт, что техника эта никогда еще не описывалась в полном объеме. Да и не будет. По одной причине: таких дураков, как Игорь Стефанович Бомбушкар, раздающих направо и налево сокровенное и ценное, больше нет. Ибо никто такие вещи открыто не выдает – только непосредственно из рук в руки, из уст в уста, от учителя к ученику. Потому как, повторяю сказанное ранее неоднократно, многие мастера высокого уровня либо не заинтересованы в том, чтобы знание стало доступнее, либо же имеет место запрет на передачу того, чем владеет человек. Но я, друзья мои, тем и отличаюсь, что не только могу дать Знание, которым владею сам, но так же имею на это разрешение Силы. То есть в моих действиях объединены сразу два важных фактора – я хочу и я могу. Ну и, конечно же, третий – я делаю это.

Это же имеет отношение и к технике правильного самонаблюдения или технике самовыслеживания, что есть одно и то же. Техника эта является частью одной великой схемы или системы, и в правильном виде (а вся статья будет посвящена раскрытию этого понятия «правильно» применительно к самонаблюдению) не удается практически никому. И в первую очередь потому, что сама по себе данная техника ни к чему не приводит пытающегося осваивать ее человека, а точнее, заводит его в тупик. Ибо дает это лишь фиксацию данных своих наблюдений, но не умение эту информацию анализировать, обрабатывать и пользоваться ею. Но с другой стороны, человек будет обречен на жизнь, наполненную иллюзиями о самосовершенствовании, и в том случае, если к наблюдению за самим собой отнесется без должного внимания. То есть, как видите, и здесь – тупик. Как быть в таком случае? Вот об этом здесь и пойдет речь.

Но продолжу я после небольшого введения «в тему». Идея написания статьи «Основы правильного самонаблюдения: техника самовыслеживания» не спонтанна. Уже хотя бы потому, что об этом я не раз упоминал и в своих публикациях, и в книгах. А так же и потому, что освоение именно этой техники я ставлю во главу угла в обучении своих учеников – я закладываю ее в основу обучения. Но правильнее будет выразиться следующим образом: я подвожу ученика к пониманию важности и необходимости наблюдения за собой, изучения самого себя, получению знаний о самом себе – и я закладываю основы этого умения уже с самых первых минут общения с ним. Ибо только на этот навык человек сможет опереться в процессе решения им жизненноважных задач, и только от него сможет оттолкнуться в своем движении к поставленной цели – обретения возможности осознанного управления собственной жизнью.

Вторая причина, побудившая меня к написанию статьи «Основы правильного самонаблюдения: техника самовыслеживания» – это книга, работа над которой начата мною несколько месяцев назад. Да практически сразу по возвращении из экспедиции по Узбекистану. Я говорил уже об этом. «Глубины непознанного суфизма» – такое название будет иметь данный труд. И технику самонаблюдения я даю в качестве прелюдии к этой книге, ибо книга «Глубины непознанного суфизма» будет иметь две составляющих. Первая составляющая и она же первая часть книги как раз и будет представлена в виде экскурса в глубины истинного суфизма как древнего учения: история и предпосылки для зарождения; исторические, социокультурные и географические факторы, которые оказывали влияние на это, сформировавшееся на базе ислама мистико-аскетическое течение; суть основных концепций данного учения… И, конечно же, фон или, скажем так, историческая сцена, на которой разворачивались все эти события. А такой сценой служит Узбекистан – и как государство в целом, и как конкретные люди: правители, ученые, служители культа… Поэтому первую часть книги я могу с полным основанием назвать теоретической, ибо информация, содержащаяся в ней, во многом является как раз-таки теорией, базисом для формирования у человека понимания сути суфизма как источника древнейшего истинного знания. – Того знания, что несет в себе каждое учение независимо от своего названия и способа подачи, но при наличии одного единственного условия: информация, проходя через фильтр восприятия ее конкретным человеком, как промежуточным звеном, на выходе имеет минимальные искажения.

И часть вторая – «Сакральная анатомия человеческого естества«, представляющая собой практическую, прикладную сторону знания, сокрытого в учении суфиев, в котором одним из важнейших этапов и инструментов познания человеком самого является техника самовыслеживания. Данная техника настолько серьезна и важна, насколько и сложна одновременно. В первую очередь, сложна она для правильного понимания, а соответственно, и для правильного ее выполнения. Поэтому я просто обязан дать эту технику до того, как выйдет книга, так как человек, взявший ее в руки, должен быть подготовлен к тому, что я даю в ней. Возможно, кого-то отпугнет эта информация, кому-то будет достаточно и статьи, чтобы получить нужный именно ему объем знания. Но, уверен, найдутся и те, кто с нетерпением станет ждать выхода книги, дабы получить возможность более глубокого погружения в данный вопрос. Потому что эти люди смогут рассмотреть в кратком и скудном формате статьи мощнейший механизм, запустив который, они смогут достичь многого. То есть, познакомившись с одним из мощнейших звеньев единой системы, они ощутят потребность в изучении структуры этой системы в целом.

Итак, друзья мои. Как я уже сказал, техника правильного самонаблюдения сама по себе ни к чему не приводит и ничего не дает человеку в плане его развития и движения к поставленной цели. Но в комплексе с другими мероприятиями – воистину творит чудеса. Именно по этой причине техника самовыслеживания практикуется повсеместно и во всех без исключения буддистских монастырях и храмах, закрытых орденах и братствах – она четко прослеживается в их учении. Эта техника известна и практикуется в малочисленных и малоизвестных суфийских храмах и орденах, ибо на ней же строится учение дервишей-суфиев. А вот тут-то, как вы понимаете, и кроется ответ на вопрос: «Какая связь между первой и второй частью книги – то есть между суфизмом и техникой самонаблюдения?»

Техника правильного самонаблюдения. Что это такое? Начать стоит с того, что существует методика познания, связанная с самим человеком. А далее пояснить сказанное.

Познавая самого себя – уточню, правильно познавая самого себя, человек познает окружающий его мир, окружающую его Вселенную. Ибо сказано: «То, что находится вверху, подобно находящемуся внизу, и находящееся внизу, подобно находящемуся вверху – ради осуществления чуда единства». Это закон Гермеса Трисмегиста. Упростив данное выражение, получим следующую формулировку: «Что находится внутри, то мы можем видеть и снаружи», которая опять же вернет нас к исходной точке – изучая себя (то, что внутри), человек познает окружающий мир (то, что снаружи). Поэтому магия, которой я обучаю, так же имеет четкие уровни или, я бы даже сказал, этажи. Моя магия делится на два этажа: нижний – это магия внутренняя, и верхний – магия внешняя. Как это понимать?

Нижний этаж или магия внутренняя – это все, что связано с самопознанием, с особенностями внутренней составляющей человека или, правильнее сказать, внутренней составляющей естества человека, и особенностями его изучения. И вновь уточнение. Не стоит ставить знак равенства между понятиями «тело» и «естество», ибо человеческое естество и человеческое тело – суть разные вещи, которые в сумме своей дают одно целое. Человеческое тело является составляющей человеческого естества, которое помимо физической плоти человека представлено так же и его эмоциями, интеллектом, волей.

И верхний этаж или магия внешняя – это работа со стихиями, работа с Силами потустороннего мира. То бишь разные способы взаимодействия человека с окружающим миром.

«Какая магия сильнее – внутренняя или внешняя?» – этот вопрос задавали мне неоднократно. И отвечал я на него, как правило, следующим образом. Друзья мои. Вопрос этот как минимум глупый и абсолютно бессмысленный, потому как ни к какому полезному выводу он вас не приведет. Более того, этот вопрос может оказаться и опасным, так как способен завести в тупик того, кто, зациклившись на подобном философствовании, будет настойчиво пытаться найти на него ответ. Лично мною данный вопрос воспринимается как аналог следующего «мудрствования»: «Какая магия сильней – черная или белая?» – «Наверное, серая. Хотя, нет. Наверное, все же золотая, так как мне знаком один такой специалист… золотой. И очень мощный… правда, исключительно объемами тела…» – помогаю я с поиском ответа такому умнику. Ну, а тому, кто с мозгами все же дружит и способен мыслить, говорю следующее:

– Ни белая, ни черная, ни сине-желто-зеленая магии не могут конкурировать друг с другом и никогда этого не делали. Уже хотя бы по той причине, что цветовая градация в магии, равно как и тех, кто «исповедует» ту или иную цветовую и оттеночную магию – это чисто условное понятие. Которое, к тому же, далеко не всегда отражает суть того, что, в принципе, можно было бы для простоты восприятия обозначить тем или иным цветом и оттенком. А во многих случаях, так это и вообще абсолютнейший бред.

И добавляю:

– Ни один маг, при условии, конечно, что он учится, развивается, совершенствуется, является обладателем Силы – не может быть ни угольно черным, ни белоснежно белым. То есть он не может быть узкоспециализированным. И если же говорить упрощенно, то маг должен быть и черным и белым. Это же касается и учения мага Ингвара – оно универсально и по сути своей бесцветно.

Возвращаясь к вопросу «Какая магия лучше и сильней – внутренняя или внешняя?», повторю, что ни один человек не сможет назвать себя магом (даже при условии, что ему этого очень хочется) до тех пор, пока он в совершенстве не овладеет и тем, и другим. Потому что даже при условии, что у некоего адепта превосходно получается, к примеру, работа с внешними силами, но он совершенно не владеет навыками управления теми многочисленными силами по имени «Я», что «живут» внутри него – этот человек рано или поздно споткнется и упадет. И либо он вообще не сможет подняться. Либо, осмыслив свою ошибку, обратит взор вглубь себя – то есть начнет все-таки изучать внутреннюю магию.

Подводя итог сказанного под концепцию учения мага Ингвара, еще раз повторю. Истинный маг должен стремиться к тому, чтобы развивать в себе и внутреннюю магию, и внешнюю. И техника правильного самонаблюдения, о которой мы сейчас говорим, является составной частью того, что я называю внутренней магией. Что в ней является в ней самым важным? Самым важным в технике самонаблюдения есть понимание того, что человеческое естество представлено не только телом человека, то бишь, не только тем видимым и осязаемым «мешком плоти», который каждый в состоянии рассмотреть, потрогать, исследовать и так далее… Но представлено оно так же и рядом других составных элементов, рассмотреть и изучить которые может далеко не каждый. И в первую очередь по той причине, что человек не видит объекта своих наблюдений, а потому и не знает о его существовании. Как следствие этого, он совершенно не понимает, что именно должен изучать и за чем наблюдать: если не за собственным телом, то за чем же еще? Что получается в итоге? Нет объекта наблюдения – нет и проблемы.

Для того чтобы проиллюстрировать вам, друзья мои, эти скрытые объекты, доказав тем самым факт их существования, я воспользуюсь моделью повозки, которая впервые открыто была подана Папюсом – известнейшим оккультистом, книги которого первыми зашли на постсоветское пространство (до того тщательно оберегаемое от проникновения подобного рода «тлетворной и разлагающей моральный облик строителя коммунизма» печатной продукции). А поскольку далеко не все знакомы с трудами Папюса, соответственно, и модель эта так же многим не известна.

Итак. Папюс сравнивает человеческое естество (не тело!) с повозкой, запряженной лошадьми. Но он не детализирует эту аналогию. Не раскладывает «по полочкам» все ее составляющие, не показывает, насколько это сравнение есть важным и, по сути, единственно верным. Папюс просто дает эту модель, указывая на ее составляющие: сама повозка, лошади, кучер или возница, и пассажир. И на этом все. На мой взгляд, причиной этого умалчивания является нежелание автора давать ключи к открытию этого знания – Папюс не был заинтересован в том, чтобы открывать суть данной модели до конца. Но знающим людям известен глубинный смысл данной аналогии с повозкой: они пользуются ею сами, а так же передают это знание своим ученикам, делая это один-на-один в закрытых школах, монастырях и тайных орденах. Я так же, как и многие из тех, кто ищет пути к знанию, используя все возможные направления, впервые столкнулся с описанием модели повозки именно у Папюса. И так же, как многие, понял ее по-своему. И лишь спустя десятилетия мне был открыт истинный смысл этой древней модели. Как это произошло?

Я смог осуществить свою мечту и посетить древние буддистские храмы. И при том не просто хоть какие-нибудь, а вполне определенные, о которых я знал, о которых долго и тщательно собирал информацию. К тому же стоит заметить, что доступ к этим храмам был всегда закрыт для непосвященных. А данный факт даже не осложняет задачу с их посещением – он вообще сводит к нулю шанс ее выполнения! Но я был настойчив в своих желаниях и устремлениях, а потому Силам угодно было устроить мне такую встречу: и с храмами, как с Местом Силы, и с людьми – с монахами, являющимися проводниками этой Силы. Это были храмы Шаолиня… И это были храмы Тибета… Общение с монахами открыло для меня многое из того, о чем я не знал или же наивно верил в то, что я это знаю и знаю правильно. Таких встреч и таких общений было много: и короткие беседы в течение нескольких минут, и долгие, сложные и очень утомительные уроки на протяжении нескольких дней… То, что я узнал, испытал в Шаолине с полным основанием можно назвать прозрением. И к технике самонаблюдения это прозрение так же имело самое непосредственное отношение. Дело в том что, только пребывая на территории монастыря, общаясь с монахами, наблюдая за их образом жизни и принимая лично участие в этой жизни, отслеживая их образ мыслей… – я смог понять, что же в действительности заложено в модель повозки. Но главное, я смог увидеть, как эта модель работает! На примере конкретного человека – того же монаха, да и в частности, меня самого. Путешествие по Тибету дало мне возможность соприкоснуться с несколько иной информацией, которая существенно укрепила фундамент или, скажем так, основу моих знаний. Ибо информация эта имела прямое отношение к глубинному базису или, скажем так, ядру того знания, которое можно назвать истинным, первородным.

Но мы говорим сейчас о древней технике самонаблюдения и используемой для этого модели, построенной на аналогии с повозкой. Поэтому уместным будет сказать о моей встрече с очень мудрым и обладающим реально ощутимой Силой ламой – настоятелем одного из монастырей в Тибете. Чем примечательна именно эта встреча? В процессе беседы с этим человеком я задал волнующий меня долгие годы вопрос: знаком ли он с моделью повозки, которую используют для иллюстрации сути техники самонаблюдения? Человек этот очень внимательно посмотрел на меня, ибо не ожидал такого вопроса, и спустя минуту, ответил: «Да. Знакома. Это самый оптимальный вариант наглядного моделирования данной техники. Самый удачный из всех существующих, который мы так же используем, обучая своих учеников». Так же лама выразил свое удивление уровнем и глубиной моего понимания и этой модели – всех ее тонкостей, и самой техники самовыслеживания. В самое ближайшее время я вернусь к теме своего путешествия по Тибету и более детально опишу все, что с этим связано – называться материал будет «Истинная магия Тибета. Часть 2». Но пока что говорим мы о другом – о технике правильного самонаблюдения. Хотя и связан этот вопрос самым непосредственным образом с моими путешествиями и исследованиями древнейших буддистских храмов Тибета, Шаолиня, Непала, Камбоджи…

Рассмотрим некоторые важные моменты, имеющие отношение к технике правильного самонаблюдения. И первый такой момент – это временной период, в течение которого данную технику желательно практиковать.

Каждый человек, решивший практиковать технику правильного самонаблюдения должен выделить этому занятию, как минимум, год своей жизни. То есть он должен понимать, что именно этот временной отрезок – двенадцать месяцев является тем самым малым периодом, только по окончании которого можно получить какие-то первые и прогнозируемые результаты. И не забывать, что это самое малое, что человек может выделить. «Можно ли урезать этот период?» – не редко слышу я такой вопрос от особо шустрых учеников. Можно, конечно. Экстерном. А почему бы и нет. Но в таком случае лучше уж чем-то другим заняться. Найти себе занятие более интересное и сиюминутное – с массой приключений, впечатлений, положительных эмоций. А как же изучение самого себя? Ответ мой таков: «Вам это не поможет до тех пор, пока вы не осознаете, что самонаблюдение – это, прежде всего, труд, колоссальная нагрузка и высокая ответственность перед самим собой. Пока этого понимания нет – не может быть и результата». Поэтому, повторяю, год жизни – это минимум, который следует посвятить изучению своего внутреннего наполнения. У меня лично на это изучение ушло восемь лет! Начал я заниматься самоизучением еще в подростковом возрасте. Вначале неосознанно, чуть позже я уже ставил перед собой конкретные цели и подводил свои наблюдения под конкретный результат – и так день за днем… на протяжении, как я уже сказал, восьми лет жизни. Дальше все это пошло уже «на автомате».

Итак, в вашем распоряжении, друзья мои, год жизни, в течение которого вы будете практиковать технику самонаблюдения. Но прежде чем приступать к этой практике, напомню, вы должны знать и четко для себя представлять строение человеческого естества на примере модели повозки: это сама повозка, это лошади, это возница и это хозяин повозки или пассажир. Вы должны знать, что именно в вашем естестве соответствует каждой из составляющих частей повозки. И это первое.

Второе важное и необходимое условие. Практиковать технику самонаблюдения следует только под контролем учителя, который сам и неоднократно проходил эту технику, который не только владеет ею, но так же имеет опыт обучения других. Почему? Потому что велика вероятность того, что очень многие вещи, очень многие важные моменты будут упущены учеником – его сознание просто не зафиксирует их, либо же человек будет игнорировать то, что ему непонятно или неприятно, что вызывает страх или отвращение. Касается это и тех процессов, что происходят внутри самого человека, и тех, что происходят вокруг него. А роль учителя как раз и состоит в том, чтобы корректировать весь процесс самоотслеживания: брать то, что нужно и отбрасывать то, что на что вообще не стоит обращать внимания, дабы избежать возможных перекосов. Каких, например? Ученик может увлечься самоизучением, превратив это в самолюбование или самоуничижение – то есть он может зациклиться на чем-то одном, что привлекло его внимание, к тому же закрепило эту связь еще и сильными эмоциями. Допускать этого ни в коем случае нельзя, потому что техника самонаблюдения, напомню, не является неким автономным и независимым способом всмотреться в себя, увидеть, понять и так далее. Это одно из важнейших звеньев одной единой цепи, представляющей целое учение. В данном случае говорю я об учении мага Ингвара. И техника эта имеет смысл только в контексте со знаниями, составляющими основу учения, только при наличии понимания его глубинной сути – то бишь понимания учения в целом. Актуален этот подход и к любому другому учению.

И вновь повозка… Ведь на данный момент я лишь предоставил вам информацию о том, что данная модель существует. Плюс немного краткой сопроводительной информации. Но ведь этого очень мало для того, чтобы понять суть предлагаемой к рассмотрению древнейшей аналогии. Нужна расшифровка. А потому…

В человеческом естестве существуют четыре центра или, скажем так, существует четыре главных элемента человеческого естества. Хотя мне больше импонирует сравнение этих центров с мозгом. Исходя из чего, я утверждаю, что человеческое естество представлено четырьмя мозгами: интеллектуальным, половым, эмоциональным и. (Данная информация схематично и доступно описана в моей книге «66 ступеней к вашему успеху и процветанию. Ты можешь все!«, электронный и аудиовариант которой выложен на моем сайте в свободном и бесплатном доступе). И первоочередной задачей, которую обязан решать человек, осваивая технику правильного самонаблюдения – развивать в себе умение фиксировать свои наблюдения о происходящих событиях и явлениях по всем этим четырем центрам или же мозгам. То есть фиксировать явления эмоциональной природы. Фиксировать явления и события интеллектуальной природы. Очень жестко отслеживать и фиксировать события и явления, связанные с работой сексуального центра, то бишь все сексуальные процессы. И не менее жестко и внимательно фиксировать все процессы, что связаны с духовной стороной жизни данного человека. Таким образом, работа должна вестись по всем этим четырем блокам одновременно, но в то же время фиксироваться информация должна по каждому из них в отдельности.

Повторим. Задача первая: следует принять тот факт, что естество человека состоит из множества мозгов или же центров, отвечающих и регулирующих разные сферы его жизни, но основных всего четыре – интеллектуальный, эмоциональный, половой, двигательный. Задача вторая: научиться дифференцировать явления и события, происходящие вокруг человека, по этим четырем центрам. Или, говоря иначе, в каждом конкретном явлении или переживании постараться не только рассмотреть работу того или иного мозга, но и увидеть эту работу разными мозгами. А это совершенно разные позиции. Следовательно, и картины наблюдателю будут открываться разные: с позиции интеллектуального мозга будет видна одна, но позиция полового мозга, например, продемонстрирует человеку нечто совершенно иное. И это первый этап работы человека по самонаблюдению.

Этап второй. Как я уже сказал, результаты работы по самонаблюдению должны фиксироваться. Но где, как и когда?

На бумаге, друзья мои. Исключительно на бумаге! Ибо, каких бы высот ни достигал уровень жизни современного человека, как бы стремительно ни развивался технический прогресс, заполоняя эту жизнь всевозможными электронными аналогами книг, журналов, блокнотов…– ни один монитор не в состоянии заменить человеку чистый белый лист бумаги и ни одна клавиатура не заменит ему обычный грифельный карандаш или шариковую ручку. Тем более, когда речь идет о серьезной работе – погружением в себя с долгим, тщательным и пристальным наблюдением. И если это не очередная забава, а уверенный и решительный шаг, ориентированный на получение конкретного результата, то первое, что должен сделать такой человек – это взять в руки карандаш (ручку), открыть блокнот и… начать писать. Только так он сможет заставить работать все свое естество. Работать для того, чтобы решать все поставленные перед ним задачи.

Данное требование обязательно еще и потому, что память человеческая не может хранить такой огромный объем информации, а тем более, обрабатывать его должным образом. Поэтому, если та информация, что человеку удалось добыть, копаясь в себе, наблюдая за собой, за другими людьми, за событиями в собственной жизни, действительно важна и ценна для него, если он действительно ориентирован на получение конкретного результата, то он просто обязан все это фиксировать на бумаге. В противном случае многих вещей он не сможет вспомнить уже завтра! Не говоря уже о том, чтобы сделать это через год. А ведь не забывайте, что это минимально необходимый период для самонаблюдения с целью накопления знания о самом себе.

Идем далее. Создание «базы данных» о себе – это огромное достижение и это итог многих месяцев придирчивого самовыслеживания и жесткого самоконтроля. Но и это еще не все. Этого недостаточно, ибо данная работа представляет собой всего лишь нагромождение информации о каких-то событиях, размышлениях, выявленных качествах характера, привычках и прочем. Какая польза от всех этих «мемуаров»? Практически никакой, но только до того момента, пока человек не предпримет попытку проанализировать написанное им, сопоставить детали, разбить все это на какие-то группы по каким-то признакам… Например, по тому, какой мозг доминировал при принятии человеком того или иного решения. И тому подобное.

«База» создана. А значит, пришло время для анализа всего того, что было «отрыто», «раскопано», «отфильтровано»… и объединено в единый массив под названием «Мои наблюдения». Это означает, что уже можно переходить к третьему этапу – анализу содержимого своей «базы данных».

Но опять же стоит напомнить, что приступать к анализу собранной о себе информации можно не ранее, чем через год. Спешка здесь неуместна. Нельзя включать анализ событий и явлений в момент их фиксации! Почему? Потому что, друзья мои, это верный путь в никуда, а точнее, в иллюзию того, что вы за чем-то там наблюдаете, что-то там замечаете, в себе открываете и… что-то там меняете в своей жизни. Игнорирование этого требования неизменно приведет к тому, что вы «зарубите на корню» свои начинания и свои мечты. А все потому, что вам в данный момент еще нечем анализировать все то, что с вами происходило в недавнем прошлом и происходит в настоящий момент. Но за тот год, в течение которого вы будете просто наблюдать и фиксировать результаты этих наблюдений, в вас самих произойдут изменения. И первое, что эти изменения затронут – станет ваша логика, то бишь то, чем и производится анализ воспринимаемой человеком информации. Вы совершенно по-другому станете смотреть на все, что вас окружает, а соответственно, и на то, что происходит у вас внутри. Ваша прежняя (старая) система оценок или, скорее, система готовых, привитых и навязанных вам с детства шаблонов мышления, изменится коренным образом. Многое из того, что составляло эту оценочную систему, будет выброшено ввиду непригодности.

Что у нас получается? Другая система оценок, другие критерии, другие способы подхода к обработке информации – и совершенно другая картина мира на выходе. А соответственно, и другой автопортрет, как итог самонаблюдения.

Но и это еще не все, что следует знать и выполнять, имея намерение практиковать технику самонаблюдения. Следующим необходимым знанием о данной технике станет информация о том, что техника правильного самонаблюдения состоит из трех уровней. И тот уровень, о котором говорим мы сейчас, является начальным или поверхностным уровнем. При благополучном стечении множества факторов: наличие мудрого и опытного учителя, строгий контроль с его стороны и неукоснительное следование требованиям ученика с другой; наличие благоприятных внешних обстоятельств, наличие целеустремленности и уверенности в своих силах у того, кто пытается овладеть техником самовыслеживания и многого другого – человек овладевает исключительно поверхностным уровнем. Уходит на это, как минимум, год жизни. Но опять же, повторяю, год – это только при наличии благоприятных факторов. Чаще на овладение начальным уровнем в самонаблюдении уходит гораздо больше времени. Поэтому и готовить себя нужно к пониманию того, что быстрый результат – не есть результат хороший и необходимый человеку. А тем более, не стоит понимать мои слова «уходит год жизни» буквально, принимаясь вести строгий отсчет дней по календарю. Потому как в тот день, когда истечет отсчитанный вами календарный год, и вы с чувством выполненного долга поставите последнюю «галочку» в своем дневнике наблюдений…– всего лишь окончится еще один год вашей жизни. И при том совершенно безрезультатно. Хотя все же и не бездарно и бессмысленно, потому что вы ведь работали. С ошибками, но работали. А такая работа не может не дать результата, пусть и отдаленного во времени. А потому рано или поздно вы вновь вернетесь к освоению техники самопознания. Но, уже имея опыт, а значит, имея шансы на успех.

Как я уже сказал, у техники самонаблюдения существует три уровня. О первом – начальном уровне вы уже знаете. Но есть уровни и более глубокие, более продвинутые, скажем так – я называю их глубинными: второй или же средний уровень, и третий уровень – высший. Что же представляют собой второй и третий уровни? Прежде чем дать характеристику следующему уровню освоения мастерства самонаблюдения, я должен сказать, что он станет последним из рассмотренных нами в этой статье. Так как этого объема информации будет вполне достаточно для формирования понимания основной сути рассматриваемой нами техники и того, чтобы предпринять первые шаги в направлении ее освоения. Касаться высшего (третьего) уровня можно будет уже в книге, подведя предварительно под этот уровень соответствующую ему информационную основу.

Уровень второй или средний. На освоение этого уровня самонаблюдения уходит уже не один год, а, как минимум, три, в ходе которых человек погружается еще глубже и заходит все дальше в изучении себя, окружающего мира и всех возможных способов взаимодействия изучаемых им объектов. И тут же снова повторяю, что эта цифра минимальна, но условна. А так же обращаю внимание на то, что в подведении итога у вас не может быть привязки к какой-либо дате вашего еженедельника либо же к количеству исписанных вами дневников. Итог самонаблюдения подводится исключительно по наличию конкретных результатов вашей многолетней работы. А как же мы узнаем о том, каких результатов достигли в процессе более глубокого самонаблюдения? Путем того же анализа.

Средний уровень включает в себя анализ происходящих событий и окружающих вас людей. Потому что этот уровень самонаблюдения позволяет человеку переключиться уже на наблюдение за другими людьми: как они живут, что делают и как они это делают… И не только наблюдать, но и сравнивать с самим собой, проводить аналогию, накладывая поступки этих людей на такие же поступки, но уже свои собственные в прошлом. Да и в настоящем так же, потому что заметить, зафиксировать что-либо в самом себе вовсе не означает суметь это изменить.

Запомните, друзья мои, этот уровень позволяет и анализировать полученную информацию более качественно, более профессионально, если хотите. Но при условии понимания вами того, что не так давно – еще год назад, вы сами были такими же, как и окружающие вас люди, на том же уровне – вы так же думали, те же ошибки совершали, так же цинично и нагло лгали себе… И, так же предпочитали жить самообманом вместо того, чтобы набраться смелости и увидеть свое истинное лицо. Но в отличие от этих людей у вас хватило смелости и ума признаться себе в том, что вся ваша жизнь была пронизана самообманом – она была полностью построена на этом. А вот людям, за которыми вы наблюдаете, это не нужно. По крайней мере, не нужно большинству из них. Но вы отличаетесь от них тем, что смогли увидеть в себе присутствие этой лжи, смогли понять это и начать действовать. Как действовать? Бросить вызов самому себе и начать бороться со своей внутренней лживой и слабой сутью с целью искоренить в себе все то, что тянет назад, мешая продвижению. И все это благодаря технике самонаблюдения, которая в корне меняет все ваше естество.

Поэтому такой человек уже не сможет жить прежней жизнью. Он будет стремиться к тому, чтобы не только вызвать самого себя на бой – что он, собственно говоря, и делает, преодолевая первый этап самонаблюдения – наблюдения за самим собой, – но и вступить в эту схватку. И второй уровень самонаблюдения как раз и представляет собою это сражение. Заметьте, друзья мои, другая аналогия была бы здесь не особо актуальна, потому что жизнь человека действительно превращается в ежесекундную и жестокую битву, в которой он не раз терпит поражения, намереваясь бросить все, послать «к Чертям» и вернуться к «нормальной и привычной» жизни, где все проще, понятней и почти всегда предсказуемо. Ведь и начинал-то он самонаблюдение только потому, что верил в простоту этой техники. Но ежесекундно открывая в себе что-то новое, и практически всегда ужасаясь этому своему открытию – ибо видит, что на самом деле он всего лишь лживая, подлая, ленивая и циничная тварь, человек постепенно начинает осознавать, что процесс самонаблюдения не так прост, как кажется, и не так безопасен, как он в очередной раз себе нафантазировал. Он испытывает сильнейший страх и неуверенность в том, нужно ли ему все это, и… принимает решение вернуться назад – в прошлое… Но не может сделать этого, потому что благодаря технике самонаблюдения в нем уже произошли такие изменения, которые не дадут этому человеку свернуть с пути надолго – он все равно вернется на тот свой новый, но такой тяжелый путь. Вернется потому, что знает: путь этот имеет цель. Эта цель – самосовершенствование.

Техника самонаблюдения меняет человека, но ровно настолько, чтобы он мог осознать присутствие внутреннего врага, оценить вред, причиняемый этим врагом, смог рассмотреть этого врага в лицо, и чтобы у него хватило силы и желания начать с ним борьбу. Но вот исход этой борьбы зависит уже от того, сможет ли этот человек применить полученные им в процессе самонаблюдения знания или поддастся соблазну вернуться к безмятежному существованию вместе с теми, за кем он целенаправленно наблюдал все это время. А срыв такой реален. Особенно, если человек идет в одиночку, то есть практикует эту технику самостоятельно без учителя, пытаясь изменить себя. Но, друзья мои, 25 лет поиска, титанических усилий по преодолению препятствий и наработанного опыта позволяют мне утверждать следующее: без контроля учителя, без его помощи и поддержки изменить себя очень сложно, а во многих случаях и вовсе невозможно. Но. Если вам повезло, и Судьба ниспослала вам хорошего учителя, то шансы, естественно, возрастают.

Хотя и здесь есть свои нюансы, игнорируя которые, вы рискуете изменить свою жизнь настолько, что потом долго будете восстанавливаться после «помощи и поддержки» найденного вами учителя. Причина банальна: слишком высок соблазн в этой сфере услуг, а потому и стремятся все, кому не лень объявить себя учителями и наставниками. О таком «великом и мудром» шарлатанье говорил я неоднократно, и продолжаю делать это. Есть и другая причина возможных неудач в борьбе за свое новое, трансформированное и единое «Я»: учитель, которого вы нашли, может быть прекрасным специалистом и знатоком во многих вещах, но он совершенно не владеет техникой правильного самонаблюдения. Либо же владеет этим на уровне «знаю, но сам не практиковал». Чем может помочь вам этот человек? Ответ, полагаю, очевиден. И как тут не вспомнить мой любимый афоризм «все связано со всем»? А ведь это действительно так.

Зачем нужен учитель? Не забывайте о том, что война, которую человек объявил той твари, что живет в нем и которую он взрастил в себе, сопровождается выбросом колоссального количества энергии. А будучи вовлеченным в битву и увлеченным ее ходом, человек этот не в состоянии контролировать этот процесс. Что может привести к непредсказуемым последствиям. Но есть учитель, который, находясь рядом, умело и грамотно направляет поток высвобождающейся энергии в нужное русло. А что есть «правильное русло»?

Правильным руслом, друзья мои, являются те два столпа, на которых собственно и зиждется все то, что я лично даю своим ученикам – все то, что называю учением мага Ингвара. Первый столп – это понимание, второй – осознание, представляющие собой два взаимосвязанных и, по сути своей, единых процесса. Что есть понимание? Понимание является начальной ступенью осознания. Это процесс структурирования воспринимаемой информации – четко распределение ее по причастности к тому или иному источнику, по определенным признакам, свойствам, способам применения… Чем же в таком случае будет являться осознание? Синтезом, друзья мои. Синтезом того, что даст человеку понимание тех или иных процессов и явлений в нем самом и вокруг него. То есть это процесс объединения тех, пока еще разрозненных, структурных компонентов, что наработаны человеком в процессе понимания. И это второй шаг человека на его пути к мудрости. Потому что для меня лично осознание является высшей формой понимания и первым шагом к мудрости. И вновь вопрос: что такое мудрость? Это всего лишь особая готовность ума, позволяющая человеку пропускать информацию через фильтр своего понимания, синтезируя на выходе то, что с полной уверенностью можно назвать знанием, потому как отражать оно будет уже не компилят его собственных иллюзий, фантазий и общепринятых «правильных» шаблонов «общественного» мышления. То есть понимание – это начало процесса познания, осознание – итог этого пути.

Предлагаю подытожить сказанное, так как информация эта, как вы уже поняли, действительно сложна для понимания.

Итак. Техника самовыслеживания имеет два уровня – первый (начальный) и второй (средний). Напомню, что именно здесь я сознательно урезаю количество этих уровней, дабы не загружать вас информацией, которая на данном этапе не принесет вам пользы, а только запутает окончательно. Что может привести к отторжению всего того, о чем я говорю, а у некоторых вообще спровоцировать истерию. А первые шаги всегда следует делать осторожно – внимательно изучая дорогу и оценивая свои силы. Поэтому продолжаю.

Первый уровень – это наблюдение за собой. Который в свою очередь состоит из трех последовательных этапов. Первый – наблюдения. Второй – фиксация результатов наблюдений на бумаге, в своем дневнике, с четким распределением информации относительно работы того или иного центра или мозга. И третий этап – анализ наработанной «базы данных». Продолжительность такой работы должна составлять не менее одного года. И то, напомню, что этот срок только для «особых» и «избранных», которым сама жизнь создает просто идеальные условия для работы над собой и своим совершенствованием. И тут же огорчу – такие «особые» являются редчайшими экземплярами. Это вымирающий вид! Всем остальным, увы, придется пахать сутки напролет, если вы, конечно, заинтересованы в результате.

Второй уровень – вы можете наблюдать за окружающими вас людьми. И делаете это по той же схеме: 1 этап – наблюдаете, 2 этап – фиксируете наблюдения, и 3 этап – анализируете наработанный материал, сопоставляете, сравниваете и делаете выводы. Вот теперь уже сравниваете окружающих с собой, дабы иметь возможность отследить результативность своей работы: кто остался позади вас, до кого вы уже «дотянулись» в своем развитии, а к кому вам еще расти и расти… И так не менее трех лет.

На первом этапе своей работы по самонаблюдению вы не можете этого делать, то есть вы не можете наблюдать ни за кем, кроме себя самого. Почему? Потому что вы даже себя не знаете и не можете судить даже о себе самом, а тем более, судить о ком-то постороннем. Даже если этот человек близок вам, и вы привыкли твердить, что хорошо его знаете и уверены в том, что в такой-то ситуации он поступит так же, а того-то он вообще никогда не сделает, и так далее – вы не можете поручиться за этого человека и говорить «Я его знаю». Причину повторю: вы не знаете самого себя. И чтобы в этом убедиться, следует начать с малого – наблюдать за собой. И делать это каждый день и каждую минуту… в течение года.

Захотите ускорить процесс? А вдруг Ингвар ошибся? А может и не прав он, и чушь тут разную несет – а я же знаю себя и знаю, что смогу сделать это даже за месяц!.. Друзья мои, в таком случае вообще не утруждайте себя этим странным занятием, не тратьте свое время на фантазии Ингвара – пусть он своим трепом наивных лохов привлекает, а не таких серьезных и все знающих, как вы. Отложите в сторону эту статью и займитесь другим делом. Почитайте Гарри Поттера, например. Там все гораздо интереснее и проще.

Пожалуй, достаточно. И этой информации действительно пока вполне достаточно для того, чтобы сформировать начальное представление о технике правильного самонаблюдения или технике самовыслеживания. В некоторых учениях данный метод называется техникой перепросмотра. Но это не должно вас смущать, друзья мои, потому как здесь имеют место лишь разные способы передачи сути одного и того же – техники наблюдения за собой, техники самоизучения или самопознания, представляющей собой важнейшее и очень мощное звено в единой цепи действий на пути к обретению осознанности.

Но этой информации достаточно только для тех, кому просто интересно: интересна тема статьи или же просто любопытно стало, что там на сей раз Ингвар написал. Потому что такие «исследователи глубин собственного Я» сразу же после прочтения (а то и не дочитав вовсе), отправятся на поиски других развлечений и описаний легких способов стать «мАгучим» специалистом в области магии с обязательным умением «бросать огненными шарами» во все, что движется, летать со сверхзвуковой скоростью, ну, и конечно, убивать взглядом муху – вот без этого никак нельзя. Благо, такие способы сегодня не в дефиците. Но я точно знаю, что среди читателей обязательно будут и те, кто намерен продолжать изучение… И даже не рассмотренной здесь техники, а в первую очередь изучение самого себя. Здесь будут те, кто намерен серьезно и основательно подойти к этому занятию. «Нам по пути» – говорю я этим людям.

И повторяю. Статья эта является лишь маленькой дверцей в заветную комнату, приоткрыв которую вы сможете мельком заглянуть вовнутрь. Но не войти! Для того чтобы иметь возможность войти в эту комнату, вам следует отыскать большую дверь и, распахнув ее, сделать шаг в помещение. И такой дверью станет книга – «Глубины непознанного суфизма», которую каждый из вас сможет при желании открыть…

И сделать свой первый шаг навстречу самому себе…

Маг Ингвар

Ссылки на статьи и книги, имеющие отношение к теме данной статьи:

Особенности учения Ингвара как мага и как человека

Книга «66 ступеней к вашему успеху и процветанию. Ты можешь все!«

Книга «В помощь ВИЧ-инфицированным, — я хочу, чтобы Ты жил!«

Блок статей, посвященных путешествию по Узбекистану:

Узбекистан. Колыбель суфизма и ищущих сердец. Часть 1

Узбекистан. Колыбель суфизма и ищущих сердец. Часть 2. Легенда

Настоящая сенсация. Найдена могила великана