Истинная магия Тибета. Часть 2 (2013).

«Важно – во все времена – быть в гармонии с миром и Вселенной, и прежде всего – с самим собой, что толку ехать в Тибет, если Тибет повсюду, если ты сам себе Тибет»

Слова эти, наполненные глубочайшим смыслом, принадлежат одному неординарному человеку, сумевшему пройти свой жизненный путь так, что след, оставленный им, не будет подвержен воздействию сил Природы, а имя – не будет предано забвению. Человек этот – Альфред Перле. Австрийский писатель.

Быть в гармонии с миром и самим собой – это основа, изначально заложенная Творцом в каждом из нас, но далеко не каждым осознаваемая, и лишь единицами правильно используемая. Потому как реальное, а не нафантазированное развитие человека возможно только при условии следования им этому закону. И я, конечно же, соглашусь с этим утверждением. Более того, я сам постоянно говорю об этом.

…Ты сам себе Тибет.

Это так же соответствует действительности. Безусловно, все, что нужно человеку, находится рядом – находится внутри него. И даже Бог, которого большинство людей, скитаясь по миру, ищут вне себя, ищут далеко от себя… И, как правило, не находят…

Многие ищут Бога в Тибете… Но многие и там терпят неудачу… или же довольствуются иллюзией обретения искомого, погружаясь в ее омут с головой. И так живут: либо в вечном поиске и погоне за миражом, либо, ухватившись за первую попавшуюся «истину» и восприняв ее как Дар Небес, прекращают свой поиск, веря в свою избранность и то, что цель достигнута…

Почему именно Тибет манит искателей просветления и гармонии? Это Места Силы, в которых каждый видит и находит что-то свое: древние монастыри с особым укладом жизни и множеством хранимых там тайн… реки, озера, водам которых издавна приписывают особую силу, и, конечно же – горы. Священный для четырех мировых религий Кайлас (Кайлаш) – вот одно из таких мест, кора (обход) вокруг которого является предметом мечтаний и надежд многих. Величественный Эверест… Да и множество других мест, пусть и не таких приметных внешне и не имеющих столь широкой известности, либо же вообще известных лишь единицам людей, посвященных в их Тайну…

Но «…что толку ехать в Тибет, если Тибет повсюду…» И я согласен с этим утверждением, ибо действительно не всегда нужно ехать куда-то, дабы обрести искомое. Нужно лишь внимательней присмотреться к тому, что тебя окружает и что наполняет внутри. Но существует и другая сторона медали: не всегда нужно и оставаться на месте. – Все зависит от жизненных целей человека, и того, к чему он намерен прийти в итоге. Поэтому иногда все же стоит сорваться с насиженного места и отправиться в путь. К тому же, есть еще одна важная причина: к Месту Силы – к его энергетике нужно обязательно прикоснуться, нужно окунуться в нее, войти, попытаться изучить изнутри и взять то, что в состоянии нести, извлекая пользу из этой ноши. Потому что человек не может сказать «Я знаю» до тех пор, пока сам не прикоснется к исследуемому им объекту, пока не «прочувствует», не «просмотрит», пока не пропустит его через себя… В противном случае это будет лишь предположение, гипотеза, догадки по принципу «мне так кажется» и не более того. Именно по этой причине я всегда стремлюсь к непосредственному контакту с тем, что вызывает мой интерес и в изучении чего я испытываю потребность. И в данном случае я обязан был прикоснуться к миру Тибета…

Несмотря на то, что «Тибет повсюду«.

И должен сказать, что мое стремление посетить Тибет подпитывалось долгие годы не любопытством и интересом туриста-путешественника. Мой интерес несравненно глубже… Ибо это не только уходящий своими корнями в общепризнанные научные концепции интерес исследователя – это, прежде всего, интерес мага – то бишь интерес человека, способного видеть окружающий его мир более масштабно, но в то же время и более тонко, более детально, в отличие от того, кто тяготеет к шаблонности и восприятию лишь внешней оболочки. Поэтому и задачи перед собой я ставил так же непростые, исходя из содержания своего интереса и поставленных целей. А соответственно, и труднодостижимые. Хотя, правильнее будет сказать, разбив это слово на составляющие следующим образом – «трудно», но «достижимые». Потому что есть цель. И эта цель – знания. Вот и Тибет еще с юности манил меня как раз потому, что там было это Знание – было, есть и будет. Увеличивалась притягательность этого места еще и тем, что Тибет всегда был закрыт для непосвященных. А ведь что закрыто – то всегда имеет высокую цену, а по сути своей, вообще бесценно.

Конечно, не только меня пленил своими тайнами далекий Тибет. Многие исследователи посвятили свои жизни изучению этих мест, но далеко не каждому удалось их открыть для себя. И даже не открыть, а лишь слегка приоткрыть завесу, за которой на протяжении веков тщательно скрывается тайна. А точнее, ее скрывают, ревностно следя за целостностью «замков» и «запоров». Поэтому путешествие в Тибет всегда требовало от человека, решившегося сделать вызов этому миру, огромного мужества, смелости, выносливости, мудрости и, что немаловажно, поддержки Сил, которые, собственно, и являются проводниками исследователя тропами неизведанного. И даже сейчас, когда посещение Тибета стало доступным, хотя и с массой сложностей и ограничений, а турагентства регулярно организовывают посещения некоторых из этих мест: древних монастырей, храмов, дворцов, священного высокогорного озера, ну и, конечно же, гор – священных для представителей многих религий Эвереста и Кайласа – особое благословение и поддержка Силы, тем не менее, нужна и важна. Потому как в противном случае посещение Тибета станет всего лишь ознакомительной экскурсией. Но, повторяю, все зависит от цели путешествия в эти самые загадочные места нашей планеты. Следовательно, кого-то вполне удовлетворит и экскурсия. Результат? Набор сувениров «на память», удел которых – стать накопителем пыли на полке.

Вот так лелеял свою мечту и я: изучал всю доступную мне информацию, определял цели и задачи путешествия… и мечтал. Мечтал познакомиться с миром древних буддистских монастырей Тибета, с монахами, мечтал хоть немного, хоть на шаг приблизиться к той мудрости, что смогли они развить в себе, но которую так умело прячут и надежно берегут. Но в силу определенных причин я принял решение посетить Тибет только после Китая и ряда других стран Юго-Восточной и Южной Азии – Индонезии, Камбоджи, Таиланда, Непала, Шри-Ланки… И, как показало время, рассчитанный мною маршрут был верным – то есть мои шаги были последовательными. Потому что встреча с Тибетом должна была состояться только тогда, когда я буду готов к ней – когда я смогу не только беспрепятственно и без последствий для себя прикоснуться к Силе этого места, но и взять то, за чем я, собственно, и направляюсь туда. К тому же существуют и вполне приземленные, абсолютно не мистические причины, по которым путь в Тибет пролегает исключительно через Китай.

Дело в том, что посетить Тибет «некитайцы» могут только при наличии у них официального разрешения (пермита), выдаваемого специальным агентством – Tibet Tourism Bureau – TTB Permit. К тому же не получится и самостоятельной, одиночной поездки, а только в составе группы, да к тому же с обязательным присутствием представителя Китайской Народной Республики, то бишь китайца. И тот же пермит оформляется на всю группу. Можно, конечно, оформить и индивидуальное разрешение на посещение Лхасы и ее окрестностей, но в виду целей моей поездки данный маршрут меня совершено не интересовал. А точнее, он был бы слишком «урезан» для меня. Что ж, таковы законы. И связано это с политикой Китая и особым статусом Тибета, как его особой территории. Но я не стану лезть в «дебри» этой политики, так как не задаюсь целью что-либо изменить в ней, или хотя бы предложить внести коррективы. А значит, обязан принять существующие требования, проявив, таким образом, уважение к государству, к его законам и его гражданам, не зависимо от того, нравится мне это или нет. Тем более что во взаимоотношениях между Китаем и Тибетом действительно много неясных и туманных моментов, в глубины которых посвящены лишь единицы.

…В середине 50-х годов прошлого столетия на долю Тибета выпало долгое и неравное противостояние вооруженной агрессии коммунистического Китая: Далай-лама Тибета в течение более десяти лет вел переговоры с правительством Мао Дзэдуна с целью избежать военного переворота и полномасштабного захвата территории Тибета войсками КНР, ибо частичный и планомерный захват приграничных областей уже давно имел место. Со всеми вытекающими последствиями: китайские войска без предупреждения о войне атаковали тибетские пограничные посты, постепенно захватывая все большие приграничные участки. Причина этих атак? Эти войска, направляемые властью коммунистического Китая, шли с «миротворческой миссией» и у них были самые благие намерения: они жаждали освободить Тибет из «рук империалистических агрессоров». Но проблема в том, что этих «миротворцев» никто не ждал, никто не звал и никто не просил их о помощи, так как никто и никем не притеснялся в Тибете, а соответственно, и не нуждался в чьей-либо помощи. А вся суть этой навязанной «миротворческой миссии» Китая состояла исключительно в захвате территории соседнего государства под циничным прикрытием понятий «добро», «помощь», «милосердие», «забота» и тому подобных. И, кстати, не только Китай использует тактику прикрытия своей агрессии «благими намерениями» и «заботой о ближнем», преследуя свои собственные и совершенно не «благие» и не «миротворческие» цели. Уж больно привлекателен такой вид войны. А тем более в своем усовершенствованном виде с использованием технических и информационных возможностей современного мира. А потому история повторяется и сегодня… И не только в Тибете. Наблюдать подобные «сценарии» можно и в других странах.

Но речь не об этом. Это отступление или, скажем так, краткий экскурс в историю Тибета нужен лишь для того, чтобы для вас, друзья мои, стали ясны причины имеющих место сложностей при посещении этого государства. И не смотря на то, что я искренне и глубоко уважаю народ Китая и его традиции, более того, многое в этом культурном и историческом наследии вызывает у меня неподдельное восхищение, но касательно исторических фактов, имеющих отношение к данной теме, я обязан сказать то, что есть на самом деле. Это всего лишь констатация фактов с минимумом собственного анализа.

А так же я говорил о Далай-ламе XIV, как о человеке, от которого во многом зависел ход истории Тибета. А потому продолжу.

Вот лишь один из моментов, свидетельствующих о том, что тяжелейшие испытания и лишения составляют основу жизненного пути этого, воистину, великого человека. Ведь принимать решения, от которых зависит судьба всего народа Тибета, он вынужден был с 15-ти лет – и не имел права на ошибку! Именно в этом возрасте Джампел Нгаванг Лобсанг Еше Тензин Гьяцо – посвященное имя человека, которому предопределено было стать новым Далай-ламой, вступил в эту должность.

Так вот момент, о котором я хотел бы упомянуть, имеет отношение к старшему брату Далай-ламы. Но если быть более точным, то к тому периоду, когда Далай-лама готовился принять ответственность за судьбу своего государства и своего народа.

Итак. За две недели до церемонии официального введения Джампела Лобсанга в должность духовного главы Тибета, проводимой во дворце Потала, к нему приехал его старший брат Лобсанг Самтен. Выдержка из воспоминаний Его Святейшества: «Как только я взглянул на него, то сразу понял, что ему многое пришлось перенести. Амдо, провинция, где он родился и где расположен Кумбум, находится у границы с Китаем, и она быстро попала под контроль коммунистов. Его самого держали в монастыре фактически как заключенного. В то же время китайцы предприняли попытки внушить ему новые коммунистические взгляды и сломить его дух. Они планировали отпустить его в Лхасу при условии, что он попытается убедить меня принять власть Китая. Если я буду оказывать сопротивление, то он должен был меня убить, за что его бы вознаградили«. – Как говорится, без комментариев. А данный фрагмент наглядно иллюстрирует тот факт, что далеко не всегда сила противника сосредоточена в его мудрости. Гораздо чаще эта сила в его хитрости, изворотливости, лживости, цинизме и лицемерии. Но главное, в стремлении наносить удары по наиболее уязвимым местам, избегая открытого и честного сражения. Применительно к позиции Далай-ламы таким сражением может быть только умение вести переговоры с позиции здравого смысла и глубокого видения ситуации. Это умение найти компромисс, подыскав обоюдоприемлемые решения. И в отличие от представителей страны-агрессора (по отношению к Тибету) этот юноша проявил просто потрясающий талант управленца, благодаря которому стал общепризнанным и почитаемым лидером своего народа. Но силы были не равны, как не равноценны были и способы достижения целей каждой из сторон: попытки налаживания конструктивного диалога и решения вопроса мирным, цивилизованным путем – с одной стороны (Тибет), и цинизм, хитрость и силовое влияние – со второй (Китай). Это и стало причиной для вынужденного ухода в изгнание Далай-ламы в 1959 году.

Предыстория изгнания такова. Далай-лама получил приглашение, в котором китайский генерал Чжан Цзинь просил его посетить театральное представление, но с условием: сопровождающие Его Святейшество лица должны быть безоружны. Результаты гадания и совет провидца лишь подтвердили догадку о готовящейся западне. Так встал вопрос о бегстве из Тибета. Население Лхасы вышло в поддержку своего духовного лидера с намерением выступить против политики Китая в отношении Тибета и Далай-ламы. Но совсем юный тогда еще Тензин Гьяцо не согласился рисковать тысячами жизней ради сохранения жизни собственной. К тому же все указывало на то, что он сможет быть полезен своему народу и на расстоянии, а вот будучи в заточении или же вообще лишенным жизни – вряд ли. Поэтому, переодевшись в солдата, он с несколькими сопровождающими (монахи и близкие члены семьи) тайно покинул территорию Тибета, направившись в Индию. И с этого момента была открыта новая страница в истории жизни, как Далай-ламы XIV, так и его страны…

Сострадание в изгнании – так принято называть жизнь и деятельность Тензина Гьяцо на чужбине. И должен признать, очень активную деятельность, всецело посвященную борьбе с насилием путем мирного урегулирования вопроса, борьбе за права человека, активной пропаганде межрелигиозных конфликтов, сохранению окружающей среды и прочим важнейшим вопросам, имеющим отношение не только к Тибету, ибо человек этот не делит мир на «мое» и «чужое». Именно по этой причине Далай-лама встречался в Ватикане с Папой Римским Павлом. Неоднократно обращался в Организацию Объединенных Наций с просьбой о содействии в разрешении тибетского вопроса. Благодаря ему была разработана и провозглашена демократическая конституция для свободного Тибета, основанная на буддийских принципах и всеобщей декларации прав человека, что позволило формировать тибетский парламент на избирательной основе. Его авторству принадлежит и так называемый «План мира», согласно которому должно быть восстановлено право демократических свобод жителей Тибета и остановлено массовое переселение сюда китайцев, а так же прекращено использование Китаем территории Тибета, как места для производства ядерного оружия и захоронения ядерных отходов… Эти и множество других заслуг, безусловно, нашли поддержку и мирового сообщества (Тензина Гьяцо имеет огромное количество наград и почетных званий от различных организаций и институтов многих стран, в том числе это и Нобелевская премия мира), и в первую очередь самих тибетцев – ведь Далай-лама XIV вплоть до 2002 года был политическим руководителем Тибета в изгнании (он передал полномочия премьер-министру Самдонг Ринпоче, так же находящемуся в изгнании).

Как вы понимаете, друзья, говорить об этом человеке и его заслугах можно нескончаемо долго. А тем более мне – человеку, который так же неравнодушен к страданию других людей, и основные усилия которого направлены, прежде всего, на помощь тем, кто в ней нуждается. Поэтому и повествование о моем путешествии в Тибет просто не может не коснуться некоторых фактов из жизни Его Святейшества Далай-ламы XIV – ведь не существует Тибета без Тензина Гьяцо, – это единый организм. Именно поэтому по возвращении из тибетской экспедиции, я лично официальным письмом обращался к этому великому человеку с просьбой об аудиенции. И в этом самом письме в четкой форме изложил причины столь дерзкого поступка:

«Желание встретиться с Вами обусловлено тем, что меня очень волнуют и интересуют несколько вопросов, глобальных для всего человечества по своей сути. И я точно знаю, что эти вопросы интересуют и Вас также. Я много читал о Вас, слушал Ваши публичные Обращения. Меня всегда очень интересовало и продолжает интересовать Ваше мнение по ряду вопросов. И я очень глубоко знаком с теми вопросами и темами, которые интересуют Вас и являются для Вас насущными. И для меня будет большой честью приехать в любую точку нашей планеты Земля для встречи с Вами» («Обращение мага Ингвара к Его Святейшеству Далай-ламе XIV«).

Что же это за «ряд вопросов, глобальных для всего человечества по своей сути»? Я неоднократно говорил о них, довольно часто писал. В своих книгах «Откровения черного колдуна«, « В помощь ВИЧ-инфицированным, — Я хочу, чтобы Ты жил!«, в многочисленных статьях (все они имеются на моем сайте www.mag-ingwar.com), давая интервью различным телеканалам (вся эта информация так же есть на указанном сайте) и так далее. Детализировать здесь не стану, поскольку уверен, что будет вполне достаточно и сжатого варианта, отражающего суть моего интереса: «Я хочу быть полезен людям, я должен стремиться к этому и я делаю все от меня зависящее, чтобы польза эта была максимальна«. Могу ли я судить об этом столь самоуверенно и не приписываю ли я себе лишних заслуг? Могу, друзья мои. Что же касается преувеличения собственной значимости, то уверяю вас, я критичен, пунктуален, придирчив, дотошен в мелочах и ответственен не только по отношению к другим – все эти пункты действительны в отношении как раз-таки меня самого и в первую очередь меня самого, и только потом применительно к другому человеку. Именно эти качества и позволяют мне видеть свое истинное лицо и оценивать уровень собственного несовершенства. И они же позволяют оценить уровень совершенства Тензина Гьяцо – уровень мудрости, к которой пришел он сам, благодаря собственному труду. А это тот уровень, друзья мои, к которому должен стремиться приблизиться хотя бы на шаг каждый человек – и, поверьте, это так. Вот что побудило меня обратиться к Далай-ламе. Но ответа, к сожалению, пока не последовало. Хотя я не теряю надежду на то, что мне все же удастся встретиться с Его Святейшеством Далай-ламой XIV, ибо, повторяю, вопросы, меня волнующие, вовсе не личного характера, то бишь не касаются только меня…

Но вернемся к моему путешествию в Тибет.

Разрешение на въезд на территорию Тибета – пермит мне удалось получить только со второго раза. То есть, когда я ездил в Шаолинь, на тот момент в получении пермита мне было отказано. Но поскольку цель моего посещения этой мощнейшей по своей силе точки земного шара – этого Места Силы, напомню, не представлена обычным любопытством туриста, следовательно, и настойчивость я проявил соответствующую своей цели. И вот спустя почти два года я уже был не просто у цели – я был на территории этой цели – в Тибете.

Я не стану подолгу останавливаться на описании увиденных в Тибете восхитительных мест. Одна Лхаса (столица Тибета) с ее храмами и монастырями способна пленить не только взгляд, но и разум, и сердце любого путника, невольно попадающего под влияние силы этого города!

…Горные озера Манасаровар и Ракшас-тал – озера с Живой и Мертвой водой… – Как можно промолчать об этих воистину загадочных местах? Ракшас-тал – озеро Дьявола, Дьявольское озеро или озеро Смерти, и вода в нем считается мертвой. Манасаровар же, наоборот, это озеро Жизни, воды которого согласно преданиям дали жизнь таким великим рекам, как Ганг, Инд и Брахмапутра. Хотя на самом деле Манасаровар является источником только для одной реки – Сатледж. Перечисленные ж реки начинают свой путь из ледников Кайласа, расположенных поблизости.

Но при том, что и названия озер, и легенды, их сопровождающие, имеют столь противоположные значения – Жизнь и Смерть, эти два водных источника тесно взаимосвязаны друг с другом. Ибо ни Жизнь, ни Смерть не могут быть противопоставлены друг другу, являясь, по сути, единым целым. А внешне проявляется это следующим образом. Озера Ракшас-тал и Манасаровар имеют между собой протоку (небольшое сухое русло), по которой иногда вода из озера Жизни стекает в озеро Смерти, что для тибетцев является большим праздником, так как имеющий место баланс воды символизирует гармонию отрицательной и положительной энергий.

…А Долина смерти – место, расположенное к северу от Кайласа, куда приходят умирать йоги! Ведь ничто так не привлекает мага, изучающего подобные низкочастотные энергии и работающего с ними, как энергия Смерти. И Долина Смерти в этом плане является просто идеальным объектом. Кстати, так называемый вход в Долину Смерти расположен к северо-западу от Кайласа возле не менее зловещей и загадочной горы с очень плохой «репутацией» (уже хотя бы по тем ощущениям, что она вызывает у человека, впервые увидевшего ее величественные очертания) – Титапури. Знаете, как переводится это название? – «Обитель голодного черта». Именно с этой горой связывают древнее название государства Тибет.

Ну, и, конечно же, величественные горы Тибета! Что может быть притягательней ясностью видения и четкостью понимания того, что хранят эти скрывающиеся в пелене облаков вершины, – но одновременно и совершеннейшей неспособностью хоть как-то подступиться к той тайне, что клубится туманом в ущельях, боязнью прикоснуться к вечности, которой дышит Тибет, вдруг возникающей робостью перед этим творением Природы и его мощью? Что может так манить, вызывая восхищение и чувство единения, и отталкивать одновременно, вселяя ужас? Горы. «Лучше гор могут быть только горы» – и это так, я разделяю мнение Владимира Высоцкого. Но не просто горы… А Тибет… И в частности Эверест… Кайлас…

Божественный Кайлас… Одной из запланированных мною задач как раз и была так называемая кора вокруг Кайласа. Но я бы даже сказал, что ни «одной из запланированных задач», а самой важной задачей, которую я ставил перед собой, отправляясь в эту нелегкую для меня экспедицию по Тибету. Почему мне это было так важно? Повторю то, о чем говорил я ранее – в своей первой статье-отчете, посвященной этому путешествию («Священный для меня Тибет. Часть 1«). Мне нужен был дополнительный и очень мощный источник Силы и вдохновения, дабы иметь возможность воплотить в жизнь очень сложные и очень важные для меня задачи, на первое место среди которых я выводил планируемую на тот момент, а сегодня уже успешно проводимую мною благотворительную акцию – Всеукраинскую благотворительную акцию помощи людям, живущим с ВИЧ (ВПБПЛЖВ). А так же и многие другие задачи, имеющие отношение к самым разным направлениям моей деятельности. Помог ли мне Кайлас? Получил ли я то, что хотел? И, кстати, такие вопросы уже задавали мне как мои ученики, так и просто любознательные читатели, заинтересовавшиеся моими «путевыми заметками» о Тибете.

Друзья мои, прошло достаточно времени для того, чтобы я мог дать вам четкий и уверенный ответ, не лукавя и не изворачиваясь при этом. И ответ этот утвердительный: «Да, Кайлас помог мне. Я получил нужное мне количество энергии, благодаря которому я могу уверенно двигаться к намеченным целям, невзирая на препятствия». А тем более в той очень и очень непростой ситуации, в которой сегодня оказалась Украина. Ибо та же акция благотворительной помощи ВИЧ-инфицированным людям планировалась и долго, тщательно и пошагово готовилась как Всеукраинская – то есть предусматривалось проведение соответствующих мероприятий по всем областям. Напомню, что много сложностей и препятствий было уже на подготовительной стадии – и я говорил об этом. Но в виду происходящих событий в некоторых регионах моей любимой страны приходится вносить довольно серьезные коррективы в ранее разработанную Программу акции ВПБПЛЖВ, цель которых – выполнить запланированное в 100% объеме от заявленного.

Поэтому отвечая сегодня на вопрос, касающийся результативности моей экспедиции в Тибет в целом и коры вокруг Кайласа в частности, я могу не только сказать «Да, я получил поддержку Священного Кайласа», но и продолжить: «И поддержка эта нашла свое проявление в конкретных результатах». Но итог этой результативности подводить еще слишком рано. А вот о том, как шел я к этому результату – сказать непременно стоит. Тем более, что я обещал сделать это.

Путь мой к этому результату начался очень давно… Задолго до встречи с Тибетом. Но именно Тибет, именно Кайлас, а точнее Сила этого места дали мне тот мощнейший заряд, благодаря которому, повторю, я могу двигаться вперед к намеченным целям даже тогда, когда движение это, казалось бы, вообще невозможно… и впереди глухая стена…

Поэтому продолжение этой части повествования и будет посвящено моему обходу Места Силы – особому ритуалу, называемому кора – кора вокруг Священного Кайласа.

Маг Ингвар

Раздел сайта «В поисках утраченного знания«

Статьи и книги, ссылки на которые даны в тексте:

Книга «Откровения черного колдуна»

Книга «В помощь ВИЧ-инфицированным, — Я хочу, чтобы Ты жил!«

Священный для меня Тибет. Часть 1

Хронология событий Всеукраинской благотворительной акции помощи ВИЧ-инфицированным

Всеукраинская благотворительная акция помощи людям, живущим с ВИЧ