Таиланд: мудрость управлять не управляя (2013).

Отправляясь уже в который раз в Юго-Восточную Азию, я поймал себя на мысли, что с нетерпением и волнением жду этой поездки. Я задал самому себе вопрос: «Почему?» И тут же со свойственной мне привычкой отслеживать и анализировать каждую свою мысль, каждый, казалось бы, даже совсем незначительный и несущественный эмоциональный всплеск, побуждающий к определенному действию, и соответственно, каждое свое действие, я принялся искать ответ на этот вопрос, скрупулезно изучая каждую деталь… И должен признаться, пришедший ответ удивил меня самого, когда я понял природу своих чувств: подобные чувства – нетерпение, трепетное ожидание, волнение характерны для человека, возвращающегося на родину после долгой с ней разлуки. И мне они хорошо известны: это именно то, что я чувствую, приезжая домой к своей маме в родной Угледар. Но какое отношение имеют все эти эмоции к одному из десятков моих путешествий, носящих в большинстве своем характер сугубо рабочих поездок? Открытием, так удивившим меня, стало осознание чувства некоего родства, единства с некоторыми местами, которые мне довелось посетить ранее в Непале, Камбодже, Китае… Эти отдельно взятые и вполне конкретные, но такие далекие от моей истинной родины, уголки земли, стали действительно мне близки, невзирая на фактическое расстояние. Стали дороги мне. Потому и к Таиланду – стране, о которой я только лишь слышал, интересуясь отдельными моментами, я интуитивно отнесся как к чему-то близкому и родному, опираясь на уже знакомые мне ассоциации. И не ошибся…

…Так как все, что мною ощущалось, стало реальностью буквально с первых минут моего пребывания в Таиланде, обретя четкие очертания и конкретные образы. Долгий путь в тысячи километров позади и я вновь в новом для себя месте. Что привело меня сюда? Таиланд интересен мне, прежде всего, своей историей в целом и некоторыми ее моментами в частности.

Во-первых, мне интересна история зарождения и развития здесь буддизма, который был признан государственной религией еще с XIII века: в одном из наиболее сильных и развитых из существующих на тот момент на территории современного Таиланда королевств – независимом тайском государстве Сукотай («Зоря счастья»), которое, кстати, уже в начале XIV, утратив свою мощь, было поглощено более влиятельным Сиамом – («Свободным королевством»). Буддизм в Таиланде относится к одной из влиятельных школ – так называемой южной школе тхеравада, являющейся направлением классического буддизма. Ведь в целом буддизм, по сути, никогда не был единой религией, а представлял собою целый ряд направлений и течений. Исследователи насчитывают порядка восемнадцати школ, представляющих по большому счету две основных группы – тхеравадины и махасангхики, что дало впоследствии начало основным направлениям буддизма (и как направлениям современной религии в частности) – Тхеравада (или Хинаяна) и Махаяна (во время своего путешествия в Анурадхапур (Шри-Ланка) мне удалось посетить монастырь Абхаягирия, основанный основоположниками махаяны и являющийся, по сути, ее истоками). Но дело в том, что одно то же религиозное направление, опирающееся в основе своей на одни и те же законы, но подвергающееся влиянию различного комплекса факторов, имеет подчас довольно много и отличий. И нередко – существенных отличий. И буддизм Таиланда не исключение: он вобрал в себя множество ритуальных обычаев и обрядов из других религий (индуизма, конфуцианства и даосизма и т.д.), и, причем в том соотношении, которого нет более нигде. И, безусловно, данная информация не может быть проигнорирована и отброшена, если только конечной целью не является создание очередного фальсификата под видом неоспоримой истины. А потому было бы крайне неверным судить о чем бы то ни было (в данном случае о той или иной религии), извлекая основу для своих суждений из источников, не раскрывающих всех аспектов изучаемого вопроса. Уже хотя бы потому, что буддизм, равно как и христианство или тот же католицизм, имеет массу серьезных отличий от того, чем эти важнейшие для человечества учения первоначально являлись. А в некоторых моментах эти учения искажены просто до неузнаваемости. И я уверен, что если бы Иисус Христос или Будда Гаутама могли ознакомиться с тем, что сейчас называют «христианство» или «буддизм», они бы пришли от этого в неописуемый ужас, воскликнув: «Что вы делаете, люди, опомнитесь! Мы этого не говорили и не учили этому!» И одного из таких примеров извращенной трактовки основных положений буддизма – попытки оправдать правомерность смены пола, что в последние годы стало довольно популярным и с чем мне непосредственно пришлось столкнуться в Таиланде, я коснусь немного позже.

К тому же в Таиланде (в Бангкоке) находится штаб-квартира Всемирного братства буддистов. А это, напомню, крупнейшая международная буддийская организация. И данный факт сыграл не последнюю роль в формировании моего интереса к религии этого государства.

И, наконец, во-вторых, мой интерес к государству Таиланд – это интерес к личности конкретного человека, управляющего этим государством. Это король Таиланда Пумипон Адульядет (Рама IX), который интересен мне по многим причинам и на некоторых из них я здесь обязательно сделаю акцент. Но все они объединены в единое целое, чему я так же дам здесь четкое определение. Пумипон Адульядет не обычный человек уже хотя бы потому, что на протяжении полувека он является королем Таиланда – самым долгоправящим королем в мире. Причем таким правителем, которого не просто уважают – его боготворят, называя «Мой Король». Кстати, изображения короля Пумипона Адульядета я бы отнес к самым распространенным и самым популярным элементам декора на улицах Бангкока, по которым мне довелось порядком поколесить. Да впрочем, и в других населенных пунктах мне так же то и дело встречались портреты этого приветливого человека, статус которого выдает разве что его одежда и отношение прохожих – ведь даже к изображению своего короля жители Таиланда относятся с благоговением и почитанием. Например, если положить тайские баты, на которых изображен монарх, в задний карман брюк и кто-нибудь из местных это заметит – неприятности обеспечены, так как это будет расценено как неуважение к их королю (вы же будете сидеть на этих деньгах, а соответственно, и на портрете короля!). Или следующий пример. В кинотеатрах Таиланда перед каждым киносеансом принято прославлять короля – для этого звучит песня, которую люди слушают стоя! Чем Пумипон Адульядет заслужил такое уважение и обожествление? Этот человек – посвященный. Что это значит? Данный человек владеет знаниями из разряда тех, которые я называю тайными, скрытыми или же внутренними, доступ к которым закрыт для большинства. Откуда у меня эта информация и что дает мне право столь уверенно говорить о причастности короля Таиланда к таким знаниям? Отвечу. Имеющихся у меня знаний и собственного опыта вполне достаточно для того, чтобы судить о человеке и его возможностях. Достаточно, чтобы отличить заурядную склонность к какому-либо виду деятельности или даже талант, проявляющий себя в чем-либо, от того особого дара, наличие которого я и обозначаю понятием «посвященный».

Начну, пожалуй, с общих впечатлений от Таиланда. Или даже с самого первого своего впечатления. Итак. Первое ознакомление с достопримечательностями Таиланда по пути к гостинице принесло мне и первые эмоции от увиденного, которые можно охарактеризовать как смешанные: от искреннего восторга до полного разочарования. И признаюсь, были минуты, когда мне хотелось на полпути вернуться в аэропорт и улететь домой! Но внимательный читатель, ознакомившись с этими строками, возможно, тут же решит упрекнуть меня в наличии несоответствия в излагаемом мною. А именно: в самом начале я говорил об ощущении близости и родства с этим далеким уголком на земном шаре, и что не ошибся в своих чувствах, и тут же рассказываю о своем желании покинуть Таиланд как можно быстрей, разочаровавшись в нем. На самом же деле никакого противоречия здесь нет. Эта страна действительно произвела на меня очень сильное и глубокое впечатление. И как раз такое, о котором шла речь в начале данной статьи и которое наилучшим образом можно передать, сказав: «Я испытал чувство единства, своей целостности с эти местом». Но откуда же в таком случае возникшее желание уехать и в чем причина этого каприза? Все просто, друзья мои: я позволил себе быть просто человеком и позволил себе попасть под влияние эмоций. И произошло то, что и должно было произойти, да что, собственно, всегда и происходит – несоответствие реальной картинки увиденного картинке ожидаемой и лично «нарисованной» и вызвало столь бурную и нехарактерную для мага реакцию. Пример такого несоответствия? Ну, вот хотя бы вид загаженной береговой линии, который кроме отвращения не может вызвать ничего иного…

Информация для тех, кто планирует посещение Таиланда с целью отдыха: рассчитывать на наличие чудесных пляжей в окрестностях Бангкока не стоит – этого там нет. И как мною было замечено, туроператоры целенаправленно не особо афишируют в своих рекламных буклетах виды береговой линии океана в Бангкоке, дабы не «портить картину» и не отпугивать туристов. На островах – это совершенно иное дело! А в этот город едут в основном за развлечениями, ибо он имеет высокоразвитую инфраструктуру, обеспечивающую их разнообразие и высочайший уровень. Но это в качестве отступления. Что же касается моего первого и не очень хорошего впечатления от Таиланда: весь негатив ушел на задний план сразу же после того, как у меня появилась возможность действительно увидеть эту страну – и увидеть глазами мага и исследователя, а не капризного туриста.

И поскольку одной из моих целей, приведших меня в такую далекую и неизвестную, но и при этом такую близкую моему сердцу страну, как Таиланд, является исследование различных направлений буддизма, соответственно первое, что меня очень интересовало здесь – это древние и современные храмы, которыми это государство не просто изобилует, но и по праву гордится ими. Ибо многие из них – это не только шедевры старинной таиландской архитектуры, отражающей различные художественные и культурные традиции разных исторических периодов в развитии этого государства. Но и, прежде всего – это колоссальные по своей мощи Места Силы. И должен сказать, это утверждение будет справедливым не только в отношении древних святынь. Я смог лично убедиться в том, что и некоторые совершенно новые храмы, которым всего по нескольку десятков лет и с которыми мне довелось ознакомиться в этот раз лишь вскользь, достойны того, чтобы уделить им более пристальное внимание. И, признаюсь, этот факт вначале меня удивил. Но после ознакомления с некоторыми из таких специфических современных буддистских святынь, мое большое удивление сменилось таким же большим интересом исследователя. И эти мои неожиданные открытия дают мне почву для серьезных размышлений и цель для планирования своего очередного визита в Таиланд. А здесь я лишь коротко упомяну о некоторых действительно особых местах, история которых начинается где-то очень и очень далеко и исчисляется веками… Хотя нет. Об одном из сравнительно молодых (чуть более полувека от роду), но очень известных храмов я так же скажу, ибо этот храм является одной из достопримечательностей Таиланда, которая составляет его неповторимый облик – является в некотором роде его визитной карточкой.

И первым таким местом, в равной мере поражающим как силой и величием, так и восхищающим взор роскошью и великолепием, является Большой Королевский дворец в Бангкоке, прообразом которого послужила Аютайя – древняя столица Таиланда (были взяты за основу старинные чертежи, используемые при строительстве Аютайи). Размеры дворца так же впечатляют – он занимает территорию площадью более 200 тысяч квадратных метров! Именно с посещения королевской резиденции начал я свое изучение этих новых для меня мест, потому как имеет она самое непосредственное отношение к человеку, чья жизнь тесно связана с самим королевством Таиланд, и который уже давно вызывает у меня интерес – это король Пумипон Адульядет (представитель правящей династии Чакри). Еще с XVIII века этот дворец служил резиденцией королей Таиланда: со времен правления короля Буддха Йодфа Чулалоке (Рамы I), по указанию которого и началось строительство дворца после перемещения им столицы тогда еще государства Сиам из Тхонбури в Бангкок. Кстати, Сиамом Таиланд официально назывался вплоть до 1939 года, и в 1945-48 годах к этому названию ненадолго возвращались после очередного государственного переворота. В настоящее же время Большой Королевский дворец не используется для проживания королевских семей Таиланда. Последним из королей, кто поселился в нем, был старший брат нынешнего короля Пумипона Адульядета Ананда Махидол или же Рама VIII. Но он погиб при загадочных обстоятельствах. И потому после вступления на престол Пумипон Адульядет вскоре перенес королевскую резиденцию во дворец Читралада, так как очень болезненно переживал смерть брата.

Но Большой Королевский дворец это не только здания для проведения королевских церемоний, государственных приемов, а так же королевских свадеб и похорон (для этого он используется и в настоящее время). В первую очередь Королевский дворец – это великолепные буддийские храмы, пагоды, тронные залы, галереи …– сотни глубоко почитаемых тайцами святынь. А так же это королевская библиотека, где, я уверен, хранятся не только священные тексты буддийского канона «Типитака», но также и некоторые источники того тайного знания, которым владеет нынешний монарх Таиланда. И которое он так умело применяет в своей жизни и направляет на благо всего своего народа – а это воистину высочайший уровень. И, должен сказать, атмосфера Королевского дворцового комплекса просто пропитана этой мудростью и вечной тайной, соприкасаясь с которой, начинаешь по-другому смотреть на некоторые вещи. В частности, на умение мудро управлять – и я подчеркиваю это. Ибо таким талантом всегда владели лишь единицы управленцев, от наличия мудрости которых, либо же от ее отсутствия зависело очень многое – судьбы государств и десятков миллионов граждан. А Пумипон Адульядет как раз и является одним из таких правителей, имеющим этот талант.

Возвращаясь к святыням Королевского дворца, сделаю акцент на так называемых пагодах или священных ступах, представляющих в архитектуре Юго-Восточной Азии многоярусные башни (чаще это семь или девять ярусов, символизирующих воплощения Будды). На территории комплекса находится 95 таких башен, каждая из которых уникальна по своему убранству, а соответственно, и по символическому смыслу. Как я уже ранее отмечал, буддийские ступы отмечают святые места, в которых, по преданию, захоронены реликвии Будды, либо же сами являются реликвариями, хранящими мощи Будды или же какого-либо святого. К сожалению, я не располагал временем для изучения всего этого многообразия, поэтому ограничился просто осмотром этого великолепия, наслаждаясь просто потрясающей его красотой и углубившись в свои раздумья… И вдруг осознал, что уже несколько минут стою у позолоченной ступы Раттана. Эта постройка, безусловно, великолепна, она притягивает взгляд золотым блеском в лучах солнца и своими формами. Но… меня она привлекла, заставив остановиться, вовсе не внешней красотой. Прислушиваясь к своим ощущениям, я попытался разобраться и понять, почему именно эта ступа. Возможно, причиной тому является хранящаяся в ее недрах священная реликвия – кусочек мощей Будды?.. Но вместо ответа на этот вопрос совершенно неожиданно для самого себя я вдруг понял, что нахожусь в некоем потоке… это действительно ощущалось как поток, как движение. И вначале я для меня это было просто ощущением движения без смысла и направления. Но когда же мне все-таки удалось настроиться, я смог уловить его суть – это была информация, выраженная в образах и ощущениях. И это именно та информация, которая была мне так нужна, которую я искал, потратив на эти поиски годы своей жизни… Мне открылись многие аспекты буддизма, о которых ранее я имел лишь размытое представление. В частности, классического направления буддизма тхеравада, глубокому изучению которого я посвятил несколько последних месяцев. Напомню, что тхеравада является преобладающей формой буддизма в Таиланде (как принято считать, благодаря одному из королей Индии по имени Ашока, который поддерживал миссионерское движение, внедрившее это направление буддизма сначала в Шри-Ланке, а после и в других странах Юго-Восточной Азии – Таиланде, Камбодже, Лаосе, Бирме).

Общим для каждого из выделенных мною храмов (как впрочем, и для большинства буддистских храмов) является наличие статуи – в данном случае статуи Будды. Это и наиболее почитаемый у буддистов храм Изумрудного Будды (Ват Пхо Кео), знаменитый своей статуей Изумрудного Будды, судьба которой очень запутана и имеет несколько версий. По одному из преданий, к примеру, эта статуя была подарена тайцам индийским королем Ашокой. В другом же утверждается о ее божественном происхождении, так как творением Изумрудного Будды занимались непосредственно сами Боги…

Это и храм Золотого Будды (Ват Трай Мит), который мне не менее интересен. А ввиду наличия некоторых моментов, характерных только для него, я отношу этот храм к разряду особых святынь. И в первую очередь примечателен храм Ват Трай Мит наличием самой большой статуи Будды, относящейся к периоду расцвета государства Сукотай – Будды, сидящего в традиционной позе со скрещенными ногами. Особенность этой статуи в том, что выполнена она из чистого золота при весе более пяти тонн и высоте более трех метров. Если помните, друзья мои, я говорил о современных храмах Таиланда и о том, что многие из них достойны особого внимания. Так вот Храм Золотого Будды как раз и относится к таким особым святыням ХХ века. Дело в том, что изначально этот храм строился как рядовое культовое сооружение, для которого по традиции потребовалась статуя Будды – только и всего. И эту статую было решено взять в одном из забытых и заброшенных храмов. Но при погрузке выбранная статуя упала и кусок гипса, покрывающий ее тело, отвалился, обнажив основу – фигуру Будды, отлитую из чистого золота, – реликвию, что долгие годы была скрыта от людей (статую ради спасения покрыли гипсом, чтобы спасти от бирманцев, захвативших Сукотай). Случайность? Нет, друзья мои, я глубоко убежден, что случайностей не существует. Любая случайность – это псевдоним Бога. Поэтому происходит всегда то, что должно произойти в нужное время и в нужном месте. И человека просто ведут к этому. А возвращаясь к данному примеру, скажу так: статуя Золотого Будды должна была выйти из небытия – и помочь ей в этом должен был человек…

Далее следует храм Лежащего Будды (Ват Пхо, полное название «Храм Будды, ожидающего достижения нирваны»), являющийся самым древним и самым большим культовым строением Бангкока. Сердцем этого храма так же является статуя. Но какая! Это колоссальное по своим размерам изваяние Лежащего Будды (длиной 46 метров и высотой – 15, одни только ступни имеют длину 5 метров, на которых перламутром изображены 108 сцен из жизни Будды, характеризующих самого Будду), символизирующее переход души умирающего Будды в состояние нирваны. Но, повторяю, не внешние, видимые особенности чего бы то ни было интересны мне, так как это лишь очень малая видимая часть айсберга. Мне же нужна другая его часть, скрытая в глубинах вод. В данном случае скрытая в символизме. И применительно к символизму этой статуи я хотел бы сказать следующее. Момент, когда человек оказывается на рубеже своей жизни, неизбежен – смерть придет за всеми. Но лик для каждого из нас она имеет свой. Что это означает? Смерть для одного – это конец. И это не просто конец жизни, и здесь не важно, верите вы в реинкарнацию или нет. В данном случае понятие «конец» означает то, что преступив этот рубеж, человек перестает существовать окончательно, ибо за весь тот период, что он называл своей жизнью, он так и не смог сформировать то, что бы могло существовать после смерти его физического тела – чаще это называют душой. Так как не может продолжать свое существование то, чего никогда даже не было. Для другого же – это всего лишь переход, а по сути своей, начало. Поскольку ведет к состоянию просветления (согласно трактовке того же буддизма). Но мне ближе иное определение просветления – это состояние осознанности. И чем именно смерть станет для каждого из нас, зависит от нас самих…

Таилад.Храм Лежащего Будды

Давая характеристику вышеперечисленным храмам, я акцентировал внимание на статуях Будды исключительно как на сердце этих буддистских святынь. Но у каждого из них свое лицо, свой характер и свой голос – это целостный организм. И это важно! Соответственно, и к изучению каждого из них стоит подходить комплексно – как мы подходим, например, к изучению человека: особенностей строения и функционирования органов и систем в его теле, особенностей его психики и так далее. Но говорить об этом я буду уже не здесь, а в одной из своих книг, работа над которой уже начата.

Из целого ряда буддистских святынь Таиланда, а если быть более точным, то святынь, расположенных в провинции Краби (путешествию по которой я посвятил много времени), я выделяю еще один храм – это так называемый Храм Тигра (Ваи Тхам Суа) или храмовый комплекс Пещера Тигра, как часто его называют. Это так же относительно молодой храм и одно из наиболее удивительных мест таиландского городка Краби (храм находится в семи километрах от города). С чем связывают его рождение? Вот первая легенда. В одной из пещер некогда жил тигр, но когда он ушел, монахи, обосновав там свой монастырь, стали использовать эту пещеру для проведения своих медитаций. Другая легенда повествует о том, что к одному их монахов, пребывающему в состоянии медитации, подошел тигр, и… не тронул его. Что было расценено как знак свыше, указывающий на то, что на этом месте нужно строить монастырь. Есть ли правда в этих легендах или нет, имеет ли отношение один из представителей кошачьих к этому пещерному монастырю или нет – по большому счету не важно. Основная ценность этого места, прежде всего, в его реально существующей и реально ощутимой силе, которая для меня лично проявилась в полной мере в одном из очень интересных и необычных мест на территории Храма Тигра. И это вовсе не пещера. Кстати, сама пещера, где якобы обитал тигр, не произвела на меня такого уж особого впечатления. Возможно, из-за большого количества людей, присутствие которых невольно отвлекало. Таким особым местом, о котором я говорю, стала вершина скалы, на которую из Храма Тигра ведет лестница и где оборудована своего рода смотровая площадка с множеством статуй, в частности, статуи Будды, и даже позолоченной пагодой. Это место интересно еще и наличием реликвии: небольшой выемки в скале, вокруг которой устроен алтарь. Согласно легенде здесь отпечатался след ноги самого Будды. Подобные вещи всегда привлекали внимание, и не только паломников, но и исследователей. А потому имеет место утверждение, напрочь опровергающее факт не только существования такого отпечатка, но и того факта, что Будда вообще был в Юго-Восточной Азии.

…Много, очень много наростов на лице Истины, созданных человеческим невежеством и уродующих ее до неузнаваемости. И религии, к сожалению, не есть тому исключением – обрастая мифами и домыслами, они утрачивают свой изначальный смысл, а заложенное в них знание становится всего лишь орудием для удовлетворения меркантильных интересов небольшой группы людей…

Но идем далее, а вернее – идем вверх. Подъем к вершине очень сложен, так как высота этой горы примерно 600 метров, а достичь ее вершины можно, преодолев всего лишь каких-то 1237 ступеней. Моя физическая подготовка и практический опыт таких восхождений позволили сделать это довольно быстро. Но из восьми человек, начавших подъем вместе со мной, отказались от этой затеи абсолютно все, повернув назад – до вершины я дошел один. А если говорить о моем опыте восхождений, то это и Большая Китайская стена, и крутые горные склоны Шаолиня, в Непале и Иордании я так же имел возможность подняться на самую высокую точку и наблюдать с просто потрясающей высоты открывающиеся взору красоты. Поэтому с одной стороны для меня это не было чем-то особым. Но только до того момента, как я поднялся на храмовую гору в Краби. Что меня восхитило? Прежде всего, вид раскинувшихся лесов, лугов, храмов, больших и малых поселений… Считается, что это один из лучших пейзажей Краби, который по красоте может поспорить с любым местом Таиланда. Но побродив по этой смотровой площадке практически в одиночестве (не считая пары монахов, сидящих в раздумьях на специально обустроенных скамейках, и двух-трех полуживых от восхождения туристов), я нашел место, где оказался совершенно один. И так же погрузился в размышления, медитировал, практиковал некоторые из энергетических упражнений по набору энергии… Все было просто великолепно! Собравшись спускаться обратно вниз, я вдруг вспомнил о рекомендациях понаблюдать за закатом с высоты тигриной горы. Время у меня было, поэтому я решил немного обождать и непременно воспользоваться этой возможностью. И это действительно было невероятно красиво! Но здесь есть и другая деталь: именно в таких местах наиболее явно ощущаешь то, что называют границей между мирами в момент сумерек.

Провинция Краби включает в себя, кроме материковой части, еще десять крупных и огромное множество мелких островов. В целом же Таиланд имеет сотни островов (в Сиамском заливе и Андаманском море). А потому умолчать о такой достопримечательности этой страны вряд ли возможно. Я посетил некоторые из них: это и острова Пхи-Пхи, и остров Пхукет, и знаменитый на весь мир остров Джеймса Бонда… Природа в этих местах воистину божественна! Вот где чистейшие воды и изумительные пляжи с белым и мелким, как пудра песком (в отличие от береговой линии в черте Бангкока). Многие острова необитаемы и используются только для непродолжительных посещений туристами, к тому же доступ к некоторым возможен только на лодке. Потому и сохранились здесь изумительные девственные уголки природы. И здесь, среди этой первозданной красоты действительно отдыхаешь не только телом, но и душой. Но меня интересовали исключительно пещеры, которыми знамениты некоторые острова Таиланда (открытыми для посещения эти пещеры стали не так уж давно). И потому хочу сказать следующее. Эти пещеры действительно красивы, а некоторые из них ценны, исходя из моих чисто практических целей: я проводил там медитации и энергетические практики. Сказать, что я бы выделил как-то особо эти дары природы Таиланду – нет. Друзья мои, мне приходилось бывать в Красной мраморной пещере Кизил – Коба, что в Симферополе. Так вот в сравнении с ней все остальные просто меркнут! Но у некоторых пещер в Краби есть другая особенность, благодаря которой они меня просто-таки покорили. И это именно та ценность, о которой я сказал. Что это за особенность? Эти пещеры имеют всего один вход, представляют собой нишу в скале. То есть, входя в такую пещеру, оказываешься в замкнутом пространстве. А такое место является идеальным для проведения некоторых энергетических практик, которым меня обучили монахи в Шаолиньском монастыре. Особенность этих упражнений в том, что человек должен быть изолирован от внешнего мира, поскольку так он может работать исключительно со своей собственной энергией, не давая ей расходоваться, уходить в землю. Так же он не берет энергию извне – из других источников. Только своя энергия. И такие природные ниши в скале как нельзя лучше подходят для этой работы по прокачке собственной энергии, так как в разы повышают ее эффективность.

Но путешествие по островам провинции Краби – это лишь один из способов глубже изучить страну, в которой находишься и которая тебе интересна. «Если хочешь что-либо понять и увидеть таким, каким оно является – посмотри на это с разных сторон и постарайся получить как можно больше информации об этом из разных источников» –таков мой жизненный принцип и он универсален. И в самом начале данной статьи я говорил о нем применительно к изучению специфики формирования и развития буддизма в Таиланде. А также я говорил, если вы помните, об искаженной трактовке основных положений буддизма современными последователями Будды. И вот одна из негативных особенностей такого искаженного понимания, которую я наблюдал в Таиланде и к чему не смог остаться равнодушен: люди совершенно не ценят данную им жизнь. То есть они не ценят жизнь здесь и сейчас, теша себя иллюзией того, что если это воплощение в чем-то неудачно и не соответствует представлениям человека о счастье, то следующее непременно будет более качественным. Ну, или последующее, а может пятое или шестое перерождение будет иметь просто ошеломляющий успех… А сейчас просто не повезло. Поэтому не стоит особо печалиться, главное в это верить и не переродиться в варана – а это самое страшное, что может случиться! В Таиланде много варанов (огромных размеров ящерица, укус некоторых видов которой может быть смертелен из-за состава слюны), гуляющих «сами по себе» и питающихся, чем придется, а вернее кто попадется (вараны хищники), и часто питающихся падалью, которых местное население не очень-то жалует. Эта неприязнь находит свое отражение даже в том, что если сказать тайцу «Чтоб ты родился вараном», то рискуешь стать свидетелем его гнева, а то и получить что называется «по полной».

Не ценят люди собственную жизнь и то, что имеют и тогда, когда принимают решение по смене пола. В Таиланде это довольно распространенное явление и здесь воистину рай для трансвеститов. Во-первых, операции по смене пола узаконены и этому вопросу уделяется достаточно внимания на государственном уровне. Вплоть до того, что за детьми ведут наблюдение психологи еще со школы, отслеживая, таким образом, первые признаки потенциального претендента на смену своего пола. Цель: облегчить в дальнейшем этому человеку процесс адаптации в социуме в случае, если у него возникают проблемы психологического характера, а так же и в том случае, если он решится на операцию и сменит свой пол. А работать там, поверьте, есть над чем – и утверждаю я это как психиатр. Ведь только подумайте, что у такого человека в голове, если он идет на такую операцию, заведомо зная, что существенно сократит себе таким образом жизнь. Не живут трансвеститы долго. Максимум – это лет до сорока. Причина в том, что у них отказывает печень из-за регулярного приема гормональных средств для подержания результатов операции, то есть своего внешнего вида. Я очень хотел увидеть такого сорокалетнего трансвестита, но они, по-видимому, не появляются на людях. Потому как, насколько мне известно, пока такой человек принимает гормоны, пока он и молод, и привлекателен. Но мужская анатомия рано или поздно возьмет свое, и когда человек уже не сможет ей противостоять при поддержке гормональных средств – начнется обратный процесс. Природу ведь не обманешь! Ну не признает она утверждений, что, дескать, ошибка вышла – не в том теле воплотилась душа. Ошиблась природа, но это исправимо: отрежем все, что не нужно и нет проблемы. К тому ж религиозные каноны позволяют, государственные законы поддерживают… А психолог поработает с человеком, так окажется, что и вовсе не было никакой проблемы, все легко и просто (да получается, что аппендицит удалить сложнее!), все обычно и естественно (заключение психологов о необходимости операции по смене пола обязательно).

Вот тут-то и становится заметным использование учения буддизма для потакания человеческим прихотям и человеческому невежеству. И как результат, уродование этого учения искажением его основных положений. Ибо вся эта теория «современного трансвестизма» подводится к следующему постулату: «Бог позволяет человеку исправлять свои ошибки».

Операции по смене пола узаконены в Таиланде и этому вопросу уделяется достаточно внимания на государственном уровне – об этом я уже сказал. Вплоть до того, что здесь официально существует четыре пола: женщина, мужчина, мужчина – женщина и женщина – мужчина (что встречается реже). И все эти нюансы не остались незамеченными такими неустроенными в своем теле и в жизни трансвеститами, проживающими не только в Таиланде. Пути ведут сюда трансвеститов со всего мира. И это не удивительно уже хотя бы потому, что стоимость операции по смене пола в Таиланде самая низкая – в среднем где-то порядка 10 000 долларов (для сравнения – в Европе, например, около 100 000 долларов). К тому же обеспечивается послеоперационное сопровождение трансвестита (обеспечение теми же гормонами, например). Да и с работой не так уж все бесперспективно: в Таиланде на достаточно высоком уровне организован бизнес, в котором задействованы трансвеститы или катои, как их там именуют – это самые разнообразные травести-шоу, массажи и тому подобное. Мне довелось стать свидетелем одного такого представления в наипопулярнейшем кабаре «Тиффани» на острове Пхукет – посещение этого заведения входит в программы многих туристических маршрутов по Таиланду как яркая и необычная приманка для туриста. И хотя «Тиффани» относится к разряду престижных заведений, в котором работает немногим более ста транссексуалов, и попасть в которое – мечта всей их жизни, тем не менее, в других подобных этому травести-кабаре заведениях в Таиланде недостатка не существует.

Свое повествование о путешествии по Таиланду я начал с главного – с цели этого путешествия. И напомню, что их изначально было несколько. История зарождения и развития здесь буддизма – это один мой интерес. Личность монарха Таиланда и изучение всего, что с ним связано – это второй, но по сути своей первый и без преувеличения наиважнейший мой интерес. И, пожалуй, скорее именно он привел меня в Таиланд. Так ежели он первый, то почему я не начал свой рассказ именно с этого? Я сделал это сознательно, друзья мои, потому как прежде, чем говорить о короле Таиланда, следовало показать само государство, которым он управляет (я делаю акцент на слове «управляет» и далее поясню почему). А вернее, как управляет, так как именно этот талант мне интересен. Почему? Я уверен, что этот человек посвященный – он владеет тайными знаниями. И свидетельств тому за все годы его правления предостаточно. Но главным, на мой взгляд, является умение сохранить независимость и целостность своего государства и способствовать его экономическому и культурному развитию при законодательно ограниченных возможностях. Ведь дело в том король Таиланда не имеет абсолютной власти, что относится и к другим его предшественникам из династии Чакри, начиная с короля Прачадипока (Рамы VII). Так как в1932 году путем мирного переворота Сиам был преобразован в конституционную монархию, король Рама VII был вынужден передать исполнительную власть правительству, и в новой конституции прерогативы монарха были существенно ограничены. Но и, тем не менее, король сохранил важные позиции в общественной жизни Таиланда: он является главой государства и Верховным Главнокомандующим вооруженными силами, назначает премьер-министра и утверждает список членов кабинета, имеет право распускать палату представителей и объявлять в стране военное положение. И что еще важно, король является символом единства и покровителем всех религий. Персона короля почитаема и считается священной, ибо олицетворяет собой силу, объединяющую общество. А если же говорить о Пумипоне Адульядете, то этому человеку все годы своего правления удавалось и удается именно управлять страной, а не довольствоваться теми полномочиями, что остались у него, как у монарха после реформ 1932 года. И к тому же управлять настолько мудро, что внешне этого управления не видно: авторитет короля настолько силен, что этому человеку вовсе не нужно напрямую отдавать приказы и распоряжения. Виден лишь результат. А он таков: с 1946 года (момента вступления Рамы IX на престол) король смог сохранить целостность Таиланда и его независимость при достаточно неспокойной внешней обстановке (периоды Холодной Войны и войны во Вьетнаме) и не менее проблематичной внутренней обстановке – за весь период правления Пумипона Адульядета произошло 18 попыток государственных переворотов! Последний такой государственный переворот, когда власть была захвачена военными, в результате чего свергнуто правительство и проведены внеочередные выборы в парламент, был в Таиланде в 2006 году (причина переворота – коррумпированность членов парламента, и в частности членов семьи премьера, а также подтасовки на выборах в парламент). И то, что сейчас Таиланд является демократической страной, которая основывается не только на светских законах, но и общепринятых нормах буддизма, я лично считаю это заслугой короля – результатом его мудрого управления на протяжении 66 лет.

И далее о результатах. Буддизм является государственной религией в Таиланде, а король – не только покровителем религии (всех существующих религий на территории своего государства), но и ярким примером тому, как должен поступать каждый гражданин государства, чтящий его законы. И будучи в Таиланде, я выяснил следующее. Там существует две службы, вернее, две государственных структуры, в которых все население (либо только мужское, либо же каждый гражданин определенного возраста в зависимости от рода службы) обязано отслужить определенный срок. Первая – это армия, куда так же призываются молодые люди для несения службы, как и в любой другой стране. Вторая же служба имеет уже самое непосредственное отношение к религиозным традициям буддистов, хотя по сути своей напоминает привычную для нас службу в армии, но являющуюся обязательной уже для всех – и для мужчин, и для женщин. Так вот согласно этим традициям молодые парни и девушки должны идти в монастырь на определенный период времени (на два месяца), выполнять там все, что укажет им наставник, то есть работать как на благо своей страны, так и на собственное саморазвитие – отстоять на духовном посту, если так можно выразиться. По окончании такой службы ставится штамп в паспорте. И эта повинность обязательна, вплоть до того, что отказ от прохождения службы в храме приравнивается к преступлению. Зачем это нужно? В первую очередь для того, чтобы воспитать духовно развитого человека, ибо вера, будь то буддизм или же любая другая, прививается и впитывается еще с молоком матери. А создав человеку подобные условия (и тем более на государственном уровне), воспитывают в нем не просто нравственную личность – в нем воспитывают гражданина. А это очень важно. И я лично наблюдал, как тайцы относятся к своей стране и ее символике. Например, когда звучит гимн Таиланда (ежедневно два раза в сутки), каждый таец считает своим долгом остановиться, если он был в пути, или встать, если был чем-то занят, и прослушать его в глубоком почтении стоя.

И ведь именно благодаря этой высокой духовности Сиам или же Таиланд не был порабощен, он никогда не был ничьей колонией в отличие от соседних стран. Чем в полной мере оправдал свое второе название – Муанг Тай  или «Страна свободных». Один из таких исторических моментов, когда страна оказалась лицом к лицу перед реальной угрозой колонизации, относится к периоду правления Чулалонгкорна (Рамы V) – пятого короля из династии Чакри, которого считают величайшим правителем, вложившим в развитие своего государства столько же сил, как и нынешний король. Так вот Рама V спас Сиам от захвата французской армией особым тактическим приемом, особой хитростью, подсказанной ему последним российским императором Николаем II, на приеме у которого он находился во время угрозы нападения, и с которым его связывали давние дружеские отношения. Хитрость состояла в следующем: Рама V и Николай II сфотографировались вместе, и тут же был отдан приказ разместить эту фотографию во всех печатных изданиях Франции, давая этим понять агрессору, что Россия является союзницей Сиама, и при этом не вовлекая саму Россию в конфликт, так как портить отношения с Францией Николаю II было не выгодно. План сработал, и Франции пришлось отказаться от своих претензий на территорию Сиама.

Но я говорил о личном примере короля. Так вот именно он в первую очередь демонстрирует, как нужно выполнять те или иные требования. И в данном случае таким примером было его личное служение в юном возрасте в одном из храмов (в 1956 году он принял монашество в монастыре Bovornnives Wat). И что так же немаловажно, Пумипон Адульядет является разносторонне развитым человеком, наделенным множеством талантов: он в совершенстве владеет четырьмя языками, этого человека с уверенностью можно назвать талантливым художником, известным профессиональным фотографом, музыкантом и композитором (увлекается джазом и пишет музыку – в частности, он является автором гимна Таиланда), и инженером-изобретателем (создал много разнообразных механизмов и приспособлений, в том числе запатентованные аэратор воды и преобразователи пальмового масла в биотопливо для автомобилей, разработал технологию искусственного дождя…) и – даже писателем (пишет научные статьи, стихи и прозу). И личный пример в том, что каждый из своих талантов он направляет не только на саморазвитие, но и на благо своей страны и своего народа. Кратко приведу здесь лишь несколько таких примеров, потому как одна только эта сторона личности Его Величества воистину заслуживает того, чтобы посвятить этому особому человеку целую книгу. И работа над такой книгой уже начата, и эта книга будет мною написана. И, безусловно, будет эта книга посвящена королю Таиланда, но… вы не увидите, друзья мои, в ней имени этого человека. О чем же тогда будет книга? О тех знаниях, которыми владеет Пумипон Адульядет, и которые могут стать достоянием каждого, кто стремится к ним и ищет к ним ключ – эта книга о так называемых скрытых (внутренних) знаниях, способных открыть человеку истину. И в первую очередь истину о самом себе, что и заложено мною в ее названии – «Оккультная анатомия человека».

Но вернусь к талантам короля Таиланда. Пумипон Адульядет является самым крупным землевладельцем в стране. Но земли свои он использует очень умело и рационально, чем, прежде всего, поднимает экономику страны, а уж потом собственные доходы (король Таиланда признан самым богатым монархом). И кстати, согласно многочисленным источникам, Рама IX значительную часть своих денег тратит на нужды граждан и государства путем финансирования огромнейшего количества государственных проектов (он сам является автором многих из них). Часто ли встретишь управленца с такими приоритетами в жизни? А потому при таком грамотном хозяйствовании Пумипон Адульядет еще и крупнейший в стране работодатель, что позволяет существенно снижать уровень безработицы. Король стимулирует в людях желание работать легально, борясь таким образом с очень распространенным видом деятельности в Таиланде, как выращивание опиума. Но достойной восхищения и даже подражания в некоторых моментах является и система налогообложения, разработанная при участии короля. Например, для поддержания малого бизнеса отсутствуют налоги с тех, кто становится таким способом «на ноги», развивая свое дело. Приведу еще ряд примеров, так как только конкретные факты смогут наилучшим образом показать следующее: если развиваясь и самосовершенствуясь, человек получает некий личный результат, который он направляет на развитие и совершенствование других людей, и что в сумме своей дает развитие целой нации – этот человек достоин того, чтобы его уважали, о нем говорили, его опыт изучали.

Итак. Результатом мудрого управления государством является высокий уровень экономического развития Таиланда, что позволяет осуществлять поддержку населения разнообразными льготами, беспроцентными кредитами, бесплатным обслуживанием и тому подобное. Например, все тайцы могут бесплатно пользоваться городскими автобусами в Бангкоке, по всей стране развита сеть государственных бесплатных больниц, для малообеспеченных семей предусмотрено освобождение от платы за электричество и водопровод… Семья, точнее, каждый член семьи (муж или жена) имеют право один раз в жизни взять беспроцентный кредит на жилье или транспорт в размере 30-40 000 $ на срок до 20 лет. Издан и действует королевский Указ о гарантированной заработной плате для работающих тайцев, гарант которой – сам король. И так далее, и так далее…

Обычно таких людей, как Пумипон Адульядет называют честными и порядочными людьми, духовно богатыми и патриотами своей страны и народа… Все это верно. Но недостаток этих понятий, как и многих других, используемых в нашей речи, и при помощи которых мы пытаемся дать оценку чему бы то ни было (в частности личности конкретного человека) в том, что они не раскрывают в полной мере смысла того, что мы подвергаем оценке и что мы видим в конечном итоге. Так же невозможно полноценно и максимально приближенно к своему собственному мироощущению передать что-либо при помощи слов, так как даже при, казалось бы, уже имеющихся одинаковых и общепринятых характеристиках некоего предмета или явления, каждый непременно увидит что-то свое. И это «свое» будет лишь отдаленно похожим на то, что хотел передать ты. Я же в отношении Пумипона Адульядета использую понятие «посвященный», ибо считаю его более емким. И смысл этого понятия я постарался здесь передать.

Понаблюдав за людьми на улицах городов и крошечных поселений в Таиланде, я сделал вывод, что ту информацию о высоком уровне жизни тайцев, что мне не раз приходилось слышать, в полной мере подтверждает увиденное мною собственными глазами. И то, что вся деятельность короля Таиланда действительно направлена на развитие страны и счастье своего народа – это отнюдь не умелая реклама, и не результат зомбирования населения, как это можно наблюдать в истории многих других государств. Да что там далеко ходить – нужно лишь вспомнить историю того же СССР (а для многих жителей постсоветского пространства это будет и ближе и понятней) и его лидеров. Но в Таиланде каждая даже несущественная деталь, что попадает в поле твоего зрения и что так или иначе связана с королем этой страны, не вступает в противоречие с остальным информационным фоном. То есть, какую бы сторону жизни тайцев вы не наблюдали, вы не наткнетесь на то, что вызовет у вас сомнения: «Действительно ли все так, как я вижу или меня подводят к тому, я должен увидеть это именно и не иначе?»

И еще одна интересная деталь, на которую я обратил внимание. Здесь наравне со строгим соблюдением демократических принципов в управлении государством по-прежнему практикуют смертную казнь. И причем совершенно не важно, какое гражданство у преступившего законы этой страны – нести ответственность за свое злодеяние на территории Таиланда он будет в соответствии с его законами, а не законами своего государства. А по законам Таиланда смертью караются такие преступления, за которые в других странах отделались бы штрафом. И прежде всего, это производство, сбыт и провоз наркотиков. Так же педофилия, вывоз национальных богатств (к ним относятся многие редкие виды растений и животных, а так же некоторые предметы) и преступления против народа, в перечень которых вдаваться не стану. Правда способ приведения приговора в исполнение, должен сказать, гуманен и выполняется при помощи трех инъекций: в течение 25 минут с определенным интервалом во времени вводятся три инъекции, в результате чего человек просто засыпает и во сне у него останавливается сердце (первая инъекция содержит снотворный препарат, вторая – препарат, расслабляющий мышцы, а третий препарат останавливает сердце). Уверен, найдется среди читателей человек, который, прочитав это, тут же воскликнет: «Ну и в чем же величие и заслуга короля во благо своего народа, если в его стране казнят людей? Это же негуманно!» И вот таким гуманистам отвечу: природа человека такова, что ведущим фактором его развития всегда был, есть и будет страх. И, не взирая, на существование самых разнообразных классификаций этого страха, в основе своей он един – и это страх смерти. И подойдем с другой стороны. Что такое государство? Это система, и система довольно мощная со своими установленными законами и правилами, которые обязаны соблюдать и выполнять те, кто является одним из элементов этой системы. И что, как ни страх будет играть роль такого стимулятора? Это утверждение можно оспорить, сказав, что существует масса иных стимуляторов, используемых людьми для того, чтобы творить и стремиться приносить этим пользу своей стране и людям. Бесспорно это так, но лишь отчасти, друзья мои. Ибо если вы задумаетесь над природой хотя бы одного из факторов, побуждающих человека к действию, и постараетесь углубиться в своем исследовании как можно дальше, уверяю вас, первое, на что вы там наткнетесь, будет именно страх – страх умереть, не оставив после себя следа, страх уйти в небытие, оставшись никем. Но и жизнью того, кто внешне никак не проявляет желания к чему бы то ни было стремиться, как ни странно, так же управляет страх смерти. Хотя здесь это уже чисто природное чувство самосохранения на уровне безусловных рефлексов. И возвращаясь к вопросу управления государством, подведу итог сказанному следующим образом. Если человек получил право управлять такой мощной системой, как государство, и к тому же может делать это мудро, умело используя абсолютно все существующие средства и методы – судить такого человека посредством понятий «это правильно» – «это неправильно» или «это хорошо» – «это плохо» может только тот, кто не видит ничего дальше этих узких и искаженных рамок своего восприятия.

А опираясь на имеющие место результаты управления Пумипона Адульядета, напомню, что этого человека боготворят все тайцы. Ему воистину поклоняются, и делают это, помня исключительно обо всех его заслугах, но не о существовании смертной казни и количестве казненных преступников. А это как раз то, что должно заставить задуматься над мудростью такого человека, над его талантом управлять не управляя. И ситуация, что сложилась в данное время в королевстве, еще раз наглядно это демонстрирует. У короля сейчас проблемы со здоровьем, поскольку имеет он достаточно почтенный возраст (родился Пумипон Адульядет 5 декабря 1927 года), и рано или поздно он может умереть – и тайцы это прекрасно понимают, а потому очень переживают по этому поводу. Ведь многие из них просто не представляют своей жизни без этого человека – они родились и выросли с его именем на устах и воспринимают его как очень близкого человека (напомню, что Пумипон Адульядет правит Королевством Таиланд уже 66 лет). Но король не вечен и в обозримом будущем Таиланд ждут перемены власти. И тайцы серьезно обеспокоены тем, кто же придет на место Рамы IX. К единственному наследнику – сыну короля принцу Махе Виджиралонкорну население Таиланда относится весьма агрессивно и эта неприязнь не скрывается (невзирая на то, что о королевской семье не принято плохо говорить, за это даже предусмотрено наказание). Причина в том, что принц является мафиози и это никак не укладывается в представления тайцев о моральном облике короля. И если он не откажется от престола, то существует вполне реальная перспектива массовых народных волнений вплоть до революционных действий. И это при том, что тайцы – очень добродушная, жизнерадостная и улыбчивая нация (мне самому пришлось убедиться в том, что рассказы о сорока разновидностях улыбки у тайцев имеют под собой вполне реальную основу). Но у Пумипона Адульядета есть еще три дочери. И поскольку система наследования престола в Таиланде  позволяет женщинам править, то вполне возможен такой вариант, что следующим наследником престола станет уже женщина из династии Чакри. И в качестве своей королевы многие тайцы предпочли бы видеть младшую дочь Пумипона Адульядета – принцессу Чулабхорн Валайлак.

Почему люди так любят эту женщину? Потому что уж очень она похожа на своего отца. И сходство это, прежде всего, в ее отношении к народу: Чулабхорн занимается благотворительностью, создает благотворительные фонды. И в ее таланте, который она так же, как и отец, направляет на пользу своему народу: Чулабхорн ведет активную научно-исследовательскую деятельность лично и поощряет проведение научных исследований другими активными, неугомонными и талантливыми учеными, и регулярно проводит награждения за достигнутые результаты. По профессии Чулабхорн химик, поэтому многие исследования и открытия этой женщины связаны именно с этой наукой. Принцессе, например, принадлежит изобретение вакцины, спасающей от укуса змей. А для Таиланда эта проблема чрезвычайно актуальна в виду того, что есть такие виды заработка, которые напрямую связаны с этой опасностью. Например, сбор сока гевеи – сырья для производства каучука, изделия из которого являются чуть ли не визитной карточкой Таиланда. В качестве комментария отмечу, что заслуги Чулабхорн оценены не только ее соотечественниками. Она была награждена ЮНЕСКО Медалью имени Альберта Эйнштейна за усилия в продвижении научного сотрудничества. Этот человек меня также очень заинтересовал. И проработав имеющуюся информацию о младшей дочери Пумипона Адульядета, я четко увидел, что эта женщина так же мудра и сильна, как и ее отец. Как и многие из правящего рода Чакри, кто обладал мудростью, а потому реальной властью (подчеркиваю, реальной, основанной на реальных знаниях), позволяющей вести за собой многомиллионную нацию. И как это делает многие десятилетия человек, сказавший однажды: «Я буду править справедливо ради блага и счастья Сиамского народа», и не изменивший данному слову.

…Долгий и утомительный путь позади. И вот я уже снова дома, в Киеве, встретившем меня привычными делами и заботами – ведь сколько всего нужно успеть. Отдых? Лишь несколько часов, чтобы восстановиться и уделить внимание своим записям: что-то дополнить и, осмыслив, расширить, а что-то, наоборот, отложить, ибо есть вещи, для которых не пришло еще время… И вновь работа. А иначе нельзя: видна цель, определен маршрут, набран темп – и остановка в пути на полной скорости губительна…

Маг Ингвар, г. Киев