Колоссальное Тайнознание Мексики (Научно-исследовательская экспедиция в Мексику) Часть 1 (2013).

До открытий Колумба жители Старого света

вряд ли вообще подозревали о том,

что за просторами океанов в Западном полушарии

обитает значительная часть рода человеческого.

Гуляев В.И.

Составляя исследовательский план по изучению загадочной, чарующей и одновременно таинственной Мексики, я выделил для более углублённого исследования такие первостепенные вопросы и аспекты:

1. Кто такие майя на самом деле и откуда они появились?

2. Кто такие ацтеки и как они связаны с майя, кто из них был более интеллектуально и духовно развит?

3. Что за нашумевшие пирамиды нашли по всей Мексике и каково предназначение этих пирамид?

4. Были ли на самом деле распространены человеческие жертвоприношения у майя и ацтеков?

5. Какова была  продолжительность жизни у этих древних народов и была ли у них развитой медицина?

6. Особенно меня интересовали тонкости и детали религиозных культов и главные божества ацтеков и майя.

7. Мне важно понять политическое устройство Мексики и выяснить, почему и за счет чего Мексика стремительно развивается и считается сегодня очень богатой и успешной страной? Есть ли в Мексике преступность и имеет ли Мексика какие либо внутренние неразрешимые проблемы?

8. Ну и главное, меня очень сильно и достаточно давно и глубоко волнует происхождение тольтеков и их возможная связь с Теотиуаканом. Мне очень важно понять и по максимуму изучить здесь все, что связано с тольтеками. («Мексика. Начало пути«)

Я изучил все поставленные вопросы и нашёл на них ответы. В этой статье я хочу детально осветить каждый таинственный аспект касательно этого великого государства, одной из Древних Цивилизаций нашего мира; дать возможность прикоснуться всем жаждущим, ищущим и достойным к тем глубинам Знаний, которые я получил во время данной научно-исследовательской экспедиции. Моей первоочередной задачей для исследования в Мексике было изучение цивилизаций Майя (некоторые исследователи используют фонетический вариант перевода «МАЙА») и Ацтеков. На момент начала исследования я не мог чётко обозначить для себя существование этих народностей, их взаимоотношения и соприкосновение на территории Мексики, разграничить особенности генеалогии, истории и культуры данных народов.

Итак, рассмотрим первый вопрос. Кто такие Ацтеки и кто такие Майя? Это достаточно важный вопрос для каждого учёного исследователя загадочных цивилизаций и Мест Силы нашей планеты.

Ацтеки и Майя – это две совершенно разные народности на территории южной части североамериканского континента (ныне территория современной Мексики). Ацтеки и Майя являются двумя совершенно разными этносами (этническими группами населения). И первая, и вторая группа вышеперечисленных этнических народностей получили своё начало от народности Ольмеки. Название племени Ольмеков дословно переводится как «каучуковые люди». Их цивилизация является одной из самых древних, таинственных и малоизученных народностей Мезоамерики.

История Ольмеков восходит примерно ко II тысячелетию до н.э. Цивилизация этого этноса прекратила своё существование за 1500 лет до первого упоминания об Империи Ацтеков. Название этой народности, Ольмеков – «каучуковые люди», дали именно Ацтеки. Причиной столь необычного для европейского уха названия является то, что в области на побережье Мексиканского залива, где согласно данным в подавляющем большинстве проживали Ольмеки, производился каучук.

Если провести аналогию этих Цивилизаций со славянскими этносами, мы можем в какой-то степени ассоциировать племена Ольмеков с племенами древних славян – Древлян, Вятичей и так далее. Величайший пророк современности Раокриом в своих «пророчествах» называет их Араттами. Спорить с ним не стану, хотя, возможно, что это общее название древних славянских народов он по привычке, как всегда нафантазировал. И скорее всего, под впечатлением армянского коньяка «Арарат», который был столь популярен в советском обществе на момент становления молодого Раокриома как «мага» всех цветов и оттенков – то ли белого, то ли золотого… Но в данной статье это не является достаточно важным, а потому перейдём к более серьёзному научному исследованию индейских народностей Мексики.

Итак, как я сказал, первые упоминания об Ольмеках относятся ко II тысячелетию до н.э. Это официальная научная версия. Но существуют и научные теории, о том, что Ольмеки присутствовали как народ и цивилизация на территории Мезоамерики намного ранее, примерно 50 000 лет назад. Цивилизация Ольмеков является начальной точкой отсчёта, первой мезоцивилизацией на территории современной Мексики. У Ольмеков самым главным богом был Ягуар (бог Ягуара). Применимы и такие названия как Пантера, Леопард. Когда я вник в природу и мифологию этого главного божества Ольмеков, я понял, что они чётко не дифференцировали различие названий между Ягуаром, Пантерой и Леопардом.

Ольмеки являлись кочующим племенем, они постоянно мигрировали по территории, т.е. вели кочевой образ жизни. Благодаря развитой сети торговли между различными частями Центральной Америки, логистика торговых коридоров Мезоамерки способствовала распространению многого из культурных элементов Ольтеков, которые отождествляются именно с их культурой, такие как — культ гор, пещер и культ Пернатого Змея, а так же религиозных символик из нефрита и даже их собственный художественный стиль. Были найдены доказательства четкого присутствия этой культуры в южной части Llanura Costera del Golfo и между рек Papaloapan и Grijalva, что соответствует северной части перешейка Теуантепек. В настоящее время эта область соответствует юго-востоку штата Веракрус и  западу Табаско. Это была область теплого и влажного климата, который там обладал в древней доколумбовой Мексике. Господство ольмеков наблюдается возле рек, которые исходят от предгорий Сьерра-Мадре-де Оахака и Восточная Сьерра-Мадре. В настоящее же время растительность регионов, где жили ольмеки значительно изменена под воздействием человека, так как те места ранее были покрыты густыми тропическими лесами, которые были местом обитания многих видов животных, которые сейчас на грани исчезновения на мексиканской территории, в том числе ягуар, красивые птицы ара и кетсаль, а так же рептилии различных видов и млекопитающие, такие например как кабаны и тапир.

Для ольмеков очень характерны изделия из камня, найденные в этих областях и даже в других частях Центральной Америки. К ним относятся обсидиан, нефрит, змеевик, и киновари. Твердые каменные материалы жители этого региона добывали с карьеров Сьерра-де-лос-Тутлас, также известного как Сьерра-де-Санта-Марта и Сан-Андрес, которые давали им базальт и другие вулканические породы, которые потом были ими использованы в их творчестве. Тем не менее, эти источники каменных материалов находились более чем в ста милях от таких мест, как Сан-Лоренсо и Ла-Бэнта, это даёт нам уже представление об уровне их организации на то время.

Я уже упоминал выше, что название Ольтеки переводится дословно как «каучуковые люди». Ещё раз хочу акцентировать на этом ваше внимание, дорогие друзья. Цивилизация ольмеков была главным образом сформирована церемониальными центрами вокруг Сан-Лоренсо, Ла-Бэнта и Трес Сапотес и так же проявляется и в других местах, таких например, как Лагуна-де-лос Сэррос. Поскольку ольмеки имели каучук, то именно они первыми стали делать каучуковые мячи и играли с ними. Происхождение игры в мяч — Тлачтли, в которую играли уже после тольтеки, ацтеки и майя берёт своё начало от ольмеков. На данный момент теперь любую игру в мяч можно назвать как «по происхождению из доколумбовой Мексики», так как каучуковые мячи ольмеков найденные на её территории датируются 1700-3500 г. д.н.э. Как же они сохранились?!  После многих лет исследований с участием американских ученых из Кембриджа было установлено, что созданные ольмеками мячи — это смешанный латекс каучуковых деревьев, чьё научное имя — Castilla Elásticа с одним видом цветущей виноградной лозы, которая называется  Ipomoea alba — культивируемая в тропических районах Мексики, которая содержит латекс с сульфидами, то есть проще говоря с серой. Химическая реакция, которая производит смесь двух латексов подобна вулканизации, т.е. атомы серы переплетаются с полимерными цепями изопренового каучука, что делает латекс жёстким, устойчивым и долговечным. Древние мезоамериканские резиновые мячи были сделаны таким образом!

Научно доказано, что племена Ацтеков и Майя произошли от Ольмеков. В религии ольмеков найдены все корни последующих религий на территории доколумбовой Мексики. В центре их религии стоит, конечно, Ягуар. Считается, что происхождение бога дождя Тлалока, который получил дальнейшее развитие во многих странах Центральной Америки тоже принадлежит им. Есть много животных — богов, таких как крокодил, лягушка, различные рептилии и т.д. Как правило, они носят смешанный характер и имеют  головы или тела людей. Поскольку утверждается, что культура ольмеков была первой цивилизацией в Центральной Америке, то полагают, что многие достижения мезоамериканских цивилизаций пошли уже от них. Среди прочего — календарь и письменность. Считается, что именно ольмеки первыми разработали иероглифическое письмо на своем языке, в 2002 году были обнаружены артефакты с их письмом возрастом 650 г. д.н.э., и в 2007 году еще древнее — 900 г. д.н.э., что теперь старее, чем ранее найденные артефакты сапотеков. Это делает ольмеков теперь старейшими «писцами» во всём Западном полушарии. Некоторые доказательства этого можно найти в некоторых их стелах.

Также очень важным моментом в исследовании начальных цивилизаций Мезоамерики есть изучение Цивилизации Тольтеков. Почему именно это? Потому что о них упоминал в своих трудах Кастанеда, один из величайших магов и мистиков в истории оккультизма.

В 1993 году, обучаясь в 10 классе средней школы, я впервые прикоснулся к «Учению Дона Хуана», т.е. трудам Кастанеды. Это была первая книга из цикла трудов Кастанеды на территории постсоветского пространства. На данный момент даже сложно вспомнить, кто именно был издателем сего труда. Она была оформлена в довольно бюджетный переплёт низкого качества. Но тогда были такие сложные в экономическом плане времена для всего постсоветского общества. И на книгоиздательстве и полиграфии удары перестройки также сильно сказались. На тот момент ещё не были распространены и чудеса современной компьютерной техники. Ксерокс и ризограф тогда казались воистину чудом технического прогресса. Уже спустя несколько лет, издательство «София» начала выпускать труды Кастанеды. И именно по изданиям «Софии» многим современным отечественным мистикам довелось изучать тайны Магии Тольтеизма.

Труд Кастанеды «Учение Дона Хуана» меня очень сильно впечатлил. Учитывая тот факт, что в момент моей юности рынок оккультной литературы был довольно скуден, я впитывал в себя магические тайны и истины буквально по крохам. Потом, конечно, когда появились в печати другие труды Кастанеды, я изучил и их. Я проработал всю серию магических трудов Кастанеды.

Потом вышел труд Теун Мареза «Учение Тольтеков», я его также проработал. И впоследствии я изучал все источники Знаний по индейской магии, кои попадались на моём жизненном пути становления и развития. И уже тогда, в 90-е годы ХХ века, я поставил себе задачу изучить при первой же возможности наиболее тщательно магию тольтеков, посетить Места Силы, где их жрецы проводили свои ритуалы.

Итак, как я выяснил в процессе исследования – Тольтеки есть также отдельный этнос, который аналогично Ацтекам и Майя произошёл от Ольмеков. И как вы уже поняли, я ехал изучать Мексику с первоочередной целью более глубокого собственного понимания истории, культуры, становления и магии этих народов – Ольмеков, Тольтеков, Ацтеков и Майя.

Теперь переходим к раскрытию вопроса о причинах моей заинтересованности к племени Майя. В чём секрет интереса Мага Ингвара к изучению сего племени, племени Майя? Дело в том, что просмотрев имеющийся в литературе материал о ней, я к своему удивлению обнаружил, что в работах ученых и исследователей таких, как Рус, Ламберг-Карловски, Саблов, Галленкамп, Гуляев, рассмотревших множество проблем, касающихся данной цивилизации, присутствует в некоторой степени неоднородность и множественность излагаемых сведений. И это дает в общем плане расплывчатую картину с яркими, выразительными чертами, характерными майя. Будучи магом и вращаясь в магических кругах, я достаточно много слышал о данном племени. Про них ходит самое невероятное количество информации, слухов и домыслов. Таинственный Календарь Майя… Конец Света, предсказанный Майя. Даже у обычных людей название этого племени знакомо и, в подавляющем большинстве, ассоциируется с Апокалипсисом. В своё время я даже выступил с чётким опровержением этих раздутых слухов об Апокалипсисе.

Меня очень сильно заинтересовал тот факт, что Майя будучи древней Цивилизацией обладали вполне научными и реальными Знаниями. Как показали мои исследования до визита в Мексику, у Майя была высокоразвита система Астрологии. Мне было очень важным подтвердить своё заочное обучение и выяснить, откуда именно у сего народа появились такие колоссальные научные Знания? Также меня очень сильно интересовал вопрос причины гибели Цивилизации Майя. Что именно погубило эту некогда великую цивилизацию? Климат, экономика или общество? Или может гнев неких Высших Сил? Получить ответы на все эти вопросы было возможным, только посетив Места Силы этих народов, проведя медитацию на их территории, проанализировав основные характеристики Цивилизации.

Судьба того или иного народа зависит в первую очередь от того, в какой местности он проживает, какой род занятий и деятельности является для него основным. Исходя из этого, описание культуры и обычаев племени Майя логично начинать с первоочередного рассмотрения географической области их поселения. Поскольку моя научно-исследовательская экспедиция охватывала государство Мексику, мы будем проводить анализ исходя из юго-восточной части этой страны, там, где проживала наиболее численная группа Цивилизации племени Майя. Следует отметить, что Майя присутствовали и на территории современных государств Гондураса и Гватемалы. Характер природно-климатических и географических условий юго-восточной Мексики позволяет разделить эту область на три достаточно различные географические зоны – Южную, Центральную и Северную. Самыми благоприятными зонами для развития Майя, их культуры оказались центральная и северная. Причина была в том, что рельеф этих областей является равниной, а южный – представлен горными цепями.

Этот момент и предопределил род основных занятий Майя – им стало Земледелие. Но, несмотря на то, что Земледелие являлось 70% составляющим экономического благополучия Майя, собирательство и охота также были немаловажными. Было уделено и должное внимание на одомашнивание животных (собаки, как для еды, так и для охоты; барсуки, олени). Всё это свидетельствует о разносторонней деятельности Майя.

Различие природных условий между отдельными районами области Майя определили заметное разнообразие природных ресурсов в каждом из них. Ни один район не обеспечивал себя полностью и нуждался в торговом обмене. Однако, помимо широко развитой, активной внутренней торговли, установился важный товарообмен с соседними народами Мексики и южной части Центральной Америки. Предмет торговли изменялся от продуктов питания до драгоценных камней и вулканической пыли. Специфическим «товаром» были рабы. Несмотря на то, что большая часть торговых сделок осуществлялись посредством обмена: товар-товар, некоторые продукты выполняли роль денег, например: какао, красные раковины, каменные топорики и бубенцы из бронзы. Особенностью торговых отношений древних майя было то, что они развивались в атмосфере честности и доверия. Майя поручались, давали в долг и платили с достоинством и без процентов. Торговля занимала важнейшее положение в обществе, вследствие этого на социальной лестнице торговец находился на более высокой ступени, чем простой народ. Торговцы были тесно связаны со знатью, и это обусловило наличие в рамках древнего общества торговли, управляемой религиозными и политическими вождями.

Далее переходим к рассмотрению основ общества Майя. В целом, общество Майя носило кастовый характер и сохраняло пережитки родовых отношений. Общественный строй майя можно отнести к первобытнообщинному с зачатком феодализма — с рабством. У племени Майя существовала характерная форма государственного правления по типу восточной теократической деспотии (Оман, Саудовская Аравия, в коей-то степени — Катар). Ее особенностями были важная роль общины во всех сферах жизни и идеология обоготворения вождя. Жречество служило мощным орудием порабощения кастовых общинников и подчинения их правящей элите жрецов и вождей. В племени Майя были четыре основные касты разделения принадлежности общества: Знать, Торговцы, Кастовые Общинники и Рабы.

Для регулирования и управления кастовым обществом необходима некоего рода властвующая сила. Этой силой в Цивилизации Майя была государственная организация, состоящая из ряда  подорганизационных систем: политической, жреческой, судебной и военной. Именно рычагами указанных структур регулировались все важные проблемы и неурядицы Майя. Как я упоминал выше, основная власть находилась в руках теократов – т.е. жрецов. Даже скажу прямо, что жречество и религиозные культы Майя играло наиважнейшую роль в жизни сего племени. И стоит отметить, что запросы религии в коей-то мере превышали возможности экономики.

Кастовый характер общества предопределил многобожие в структуре религиозной доктрины Майя. Боги делились на божеств элиты и божеств простого народа. Как упоминалось выше, власть находилась, в частности, и в руках жречества. Это означает, что религия играла столь важную роль в жизни майя, что подняло жречество на столь высокий уровень. Главным феноменом майя является то, что религия достигла у них большего развития, чем экономика. Религия майя, как и религия любого другого народа, отражает не только окружающую его природную среду, но и ту социальную сферу, в которой зародился и развился этот народ.

Классовый характер общества  предопределил наличие многобожия в религии майя. Боги делились на божеств элиты и божеств простого народа. Майя, как правило, глубоко верили в своих богов, а именно в то, что от них зависит урожайность, дожди, движение солнца и луны (т.е. смена дня и ночи), успех торговых сделок и многое другое, играющее немаловажную роль в их жизни. Это позволяло, в свою очередь, жречеству, как единственному связующему с богами классу, при помощи религии регулировать не только все стороны социальной жизни общества, но и личную жизнь каждого его индивида. Религия постепенно проникала во все сферы жизни общества, а ее хранители, жрецы, сосредоточили в своих руках всю полноту власти.

Однако для регулирования и управления столь неоднородным обществом необходима некоего рода властвующая сила. Этой силой в Цивилизации Майя была государственная организация, состоящая из ряда  подорганизационных систем: политической, жреческой, судебной и военной. Именно рычагами указанных структур урегулировались все важные проблемы и неурядицы Майя. Из кастовой неоднороднородности общества, как правило, вытекает проблема богатства и бедности общества, т.е. неравноправие масс. А поскольку у Майя власть находилась в руках меньшинства, а большинство находилось в состоянии постоянного давления сверху, то это нередко доходило до восстаний и мятежей последних, впрочем, подавляемых все той же силой первых. Для поддержания внутреннего порядка, в частности, в Цивилизации Майя существовала военная организация. Конечно же, регулирование внутренних отношений было промежуточной функцией армии. Основной функцией была охрана и защита границ территории майя. Майя вели войны с иноземцами за свою свободу и земли.

Итак, подходим к моменту овладения племенем Майя научных Знаний. Во многом необходимость в знаниях такого рода обуславливалась основным родом занятий Майя – земледелием. Так созданная календарная система майя обладала невероятной точностью и возможностью считать на тысячи и миллионы лет вперед. Именно благодаря календарю земледелие майя достигло столь успешных результатов. Говоря о заслугах в астрономии, можно сделать вывод, что майя проводили постоянные наблюдения, сделанные несколькими поколениями, причем все работы осуществлялись постепенно с чрезвычайной тщательностью и с высокой степенью самоотдачи и строгости.

Насущные потребности повседневной жизни заставляли майя обращаться к счету, т.е. к азам математики. У них существовала двадцатеричная система исчисления, искусная в своей простоте. Числа майя писали при помощи точек и тире, либо путем изображения человеческих голов или фигур. Развитие математики способствовало существованию и развитию земледелия в частности и экономики в целом. Также решающую роль в развитии экономики играли и познания в области географии. Майя регистрировали все метеорологические явления, имеющие большое значение для прогнозов по сельскохозяйственным работам. Считается, что большинство народа майя хотя бы частично владела грамотой, 1/3 полностью умела читать.

При храмах находились специальные школы, где мальчики из знати обучались письму, истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям. Однако все эти науки не получили бы столь широкого развития без письменности. Существует предположение, что древние майя разработали самую передовую систему письменности во всей Мезоамерике. Иероглифическая письменность майя до сих пор считается неразгаданной до конца. Русский исследователь Кнорозов долгое время занимался расшифровкой майяских иероглифов и достиг в этой области определенных результатов. В частности было выяснено, что письмо майя состояло из фонетических, идеографических и ключевых слов. Развитие письменности способствовало возникновению литературы и истории.

Медицинские знания древних майя были достаточно обширными, но имели еще, как и другие разновидности полезных знаний, большие иррациональные приемы и связь с религией. В целом теоретические положения медицины майя были значительно слабее, чем их чисто лечебные достижения.

Описывая Общество, я считаю необходимым рассматривать и его искусство. В целом оно также отражало социальные и политические условия, в которых существовала цивилизация. Архитектурные принципы проистекают из особенностей построения жилища крестьянина. По причине того, что религия играла решающую роль в жизни всего общества, разумно предполагать, что большинство архитектурных ценностей майя – это храмы. Майя строили их в виде ступенчатых пирамид, при этом, однако, никогда не достигался действительно пирамидальный геометрический объем, известный в Египте. Для знати и жрецов строились дворцы, представляющие собой сеть жилых помещений. Большая часть архитектурных памятников майя имела одну или две площадки для игры в мяч. Если архитектура в основном несет в себе информацию о структуре общества, то скульптура позволяет глубоко проникнуть в различные сферы жизни Майя. Очень развита у Майя была и керамика, обработка камня и работа по металлу.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о важности науки и искусства в жизни майя. Эти сферы были неотъемлемой их частью и имели непосредственную связь с другими сферами жизни майя. Теперь давайте перейдём к детальному рассмотрению и изучению истории, деятельности, культуры и религиозно-мистических верований ацтеков.

Ацтеки являлись наиболее многочисленный  индейским  народом проживающим на территории современной Мексики. Численность их в период расцвета составляла приблизительно 1,3 млн. человек. Их язык имеет название науатль.

Первоначально ацтеки представляли собой бродячее охотничье племя. История его начинается с ухода во второй половине 12 века с мифической прародины  —  остров Астлан («место цапель» — отсюда название племени; второе название ацтеков — теночки).  После долгих скитаний ацтеки поселились на озеро Тескоко, перешли к земледелию и основали около 1325 г.  город Теночтитлан (современный Мехико), ставший центром государства.  Название ацтеки стало применяться ко всем носителям ацтекской культуры.  В результате  многочисленных  завоевательных  походов правителей Теночтитлана ацтекская культура распространилась далеко пределы долины Мехико.

У ацтеков Теночтитлана, вплоть до испанского завоевания сохранялись старые племенные традиции,  в том  числе  деление  на  4 фратрии  и  20  родов с выборными должностными лицами.  На высшие должности избирались члены одной семьи,  существовало рабство,  с подвластных городов взималась дань. На озерах ацтеки развили оригинальные приемы земледелия — сооружение искусственных  островков («плавучие сады» — чинампа).  Болота осушались с помощью сети каналов.  Ацтеки выращивали несколько сортов кукурузы и бобов,  кабачки,  тыкву, томаты, зеленый и красный перец, масличные культуры,  хлопчатник.  Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток пульке.  Ремесла (обработка камня и дерева,  гончарное дело, ткачество) отделились от земледелия и  достигли  высокого  развития. Орудия  делались из камня,  главным образом из обсидиана.  Металл (медь,  золото) шел на изготовление украшений.

Города имели  правильную  планировку,  связанную  отчасти с разделом земли между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь служила местом народных собраний. В Теночтитлане вместо улиц были каналы с пешеходными дорожками по сторонам — город  был построен на  острове  посреди  озеро Тескоко и соединен с берегом многочисленными дамбами и мостами. Питьевая вода подавалась по акведукам. Более  всего почитались божества ветра,  дождя и посевов, связанные с земледелием, а также бог войны. Большое распространение у ацтеков имел ритуал человеческих жертвоприношений богу Уицилопочтли.

Культура ацтеков  впитала  в  себя богатые традиции народов, живших на территории Центральной Мексики,  главным образом, тольтеков,  миштеков и других. У ацтеков были развиты медицина и астрономия, имелись зачатки письменности. Искусство их  переживало расцвет в 14 — начале 16 вв. Основными монументальными сооружениями были четырехгранные каменные пирамиды с храмом или дворцом на усеченной  вершине (пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико). Дома знати строились из адобов и облицовывались камнем или  штукатурились;  помещения  располагались  вокруг внутреннего двора.  Стены культовых зданий украшались рельефами, росписями, узорной кладкой.

Монументальная культовая скульптура — статуи божеств, орнаментированные алтари — поражает грандиозностью, тяжеловестностью (статуя богини Коатликуэ высотой 2,5 м). Знаменит так называемый «Камень Солнца». Всемирно известны реалистические  каменные скульптурные изображения голов: «Воин-Орел», «Голова мертвого», «Печальный индеец». Особенно выразительны небольшие каменные или керамические фигурки рабов,  детей, животных или насекомых. На ряде архитектурных памятников сохранились остатки стенных  росписей  с изображениями божеств или шествующих воинов. Ацтеки мастерски выполняли украшения из перьев,  полихромную  керамику,  мозаику  из камня и раковин,  вазы из обсидиана, тончайшие ювелирные изделия.

Богатая и самобытная культура ацтеков была уничтожена в результате испанского завоевания 1519-21 г.г. В истории и жизнедеятельности немаловажное значение имела уникальная письменность ацтеков – пиктографическое письмо с элементами иероглифики. Пиктографическим письмом с  элементами  иероглифики,  ацтеки пользовались как в период своего начального развития, так и на протяжении всего своего «Золотого века» — эпохи наиболее успешного расцвета данной Цивилизации.

Для европейцев наличие этой системы письменности у племён ацтеков стало известно, начиная с 14 века.  Материалом для  письма служили  кожа или бумажные полоски,  складывавшиеся в виде ширмы. Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное направление соседних «строк»,  т.е.  серий пиктограмм).  Основные системы ацтекской письменности: знаки для передачи фонетического облика слова, для чего использовался так называемый ребусный метод (например, для написания имени изображалась стрела над змеей);  знаки  иероглифического  характера,  передающие определенные понятия;  собственно фонетические знаки,  особенно для передачи звучания  аффиксов.  К моменту  испанского завоевания,  прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы существовали  параллельно, их употребление не было упорядочено.

Государственный строй и системы политического управления были присущи Цивилизации Ацтеков со времён глубокой древности. Наибольший расцвет государственности ацтеков в Мексике. Государственное образование ацтеков в Мексике в 14 —  начале 16  вв. с центром в городе Теночтитлан (современный Мехико) до 1348 находилось в  зависимости от правителей г.Кулуакан в 1348-1427 гг. — от «тиранов» г. Ацкапоцалько. В конце 20-х годов 15 века правитель ацтеков Ицкоатль возглавил «союз трех городов» — Теночтитлана, Тескоко, Тлакопана(Такуба) и нанес поражение правителям Ацкопоцалько. В результате завоевательных войн, которые вели Ицкоатль и его преемники (Моктесума I Гневный, правил в Ауицотль 1440-1469 гг.;  Ашаякатль  1469-1486 гг.;  Ауицотль 1486-1503 гг.),  в состав Ацтекского царства вошла не только долина реки Мехико, но и вся Центральная Мексика.  Наивысшего расцвета Ацтекское царство достигло при Моктесуме II (1503-1519 г.г.). В 15 – начале 16 вв. было  значительно  развито  рабство.  Главный  правитель Ацтекского царства (тлакатекутли) формально являлся выборным вождем, фактически же его власть была наследственной.  Формирование основных классов общества не было завершено (положение члена общества  определялось его принадлежностью не только к классу, но и к касте, которых в Ацтекском царстве насчитывалось свыше 10).  К 1521 году Ацтекское царство было завоевано испанцами.

Далее мы переходим к рассмотрению уникального Календаря Ацтеков. Камень Солнца (Piedra del Sol). «Ацтекский календарь», памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни.  В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу. В  Камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени.  Камень Солнца найден в 1790 в городе  Мехико,  а сейчас хранится в музее антропологии.

Ацтекский календарь  (calendario  azteca)  —  система  летоисчисления у ацтеков, имел черты, сходные с календарем Майя. Основу  ацтекского  календаря  составлял  52-летний  цикл – сочетание 260-дневной ритуальной последовательности (так называемого  священного периода или тональпоуалли), состоявшей из комбинации недельного (13 дней) и месячного (20 дней, обозначались  иероглифами и числами) циклов, с солнечным или 365-дневным годом (18-20-дневных месяцев и 5 так называемых несчастливых дней).  Ацтекский календарь  был  тесно связан с религиозным культом.  Каждая неделя, дни месяца,  часы дня и ночи были посвящены различным  божествам. Большое  ритуальное значение имел обряд «нового огня»,  совершающийся по истечении 52-летних циклов.

Воистину потрясающ и феноменален язык ацтеков – науатль. Язык науатль (nahuatl)  входит  в  семью  макронауа юто-ацтекской ветви таньо-ацтекской филии.Существуют и другие классификации  (например,  американский  ученый Н.Мак-Куаун включает язык ацтеков в коранскую подгруппу юто-ацтекской ветви). Распространен в Мексике (предположительно с 6 века). С 14 века известна письменность, с 16 века – на основе латинской графики.

В грамматической структуре ацтекского языка отмечаются черты агглютинации и умеренного полисинтетизма.  Формы словоизменения и словообразования образуются: путем присоединения аффиксов, главным образом суффиксов, к неизменяемому корню. Фонологическая система ацтекского языка обнаруживает черты, так называемого, тихоокеанского типа: вокализм развит относительно слабо для консонантизма  характерно  противопоставление нелабиализованных – лабиализированных задних, наличие аффрикат и гортанной смычки. В ацтекском языке самая богатая в юто-ацтекской семье серия взрывных согласных. Современный ацтекский язык испытал большое влияние испанского языка, особенно в лексике. Ацтекский язык используется в начальной школе, на нем издаются учебники, специальная литература для чтения (хрестоматии, сборники фольклора и др).

Но меня, мага Ингвара, больше всего интересовала система религиозно-мистических верований ацтеков. В частности, их кровавые человеческие жертвоприношения. В чём же заключается смысл дикой кровожадности ацтеков, описанной многими учёными? И была ли она вообще? Да, друзья мои, человеческие жертвоприношения у ацтеков были! И это были воистину настоящие оргии крови и дыма, когда кровь опьяняла и доводила до безумия толпу, собравшуюся на смотр кровавых ритуалов. Ну, как тут не вспомнить старого доброго многим знакомого и многими «любимого» Люциуса, который (с его слов, конечно) только за 2012 год совершил 168 человеческих жертвоприношений! Впечатляет? Да он просто ребенок в сравнении с ацтеками, друзья мои! В империи ацтеков жертвоприношения проводились регулярно. В Мезоамерике во времена расцвета ацтекского государства жертвоприношения были широко распространенным явлением. Ацтеки практиковали их с особым размахом, принося в жертву людей каждый из 18 праздников своего священного календаря.

Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных, для чего ацтеки разводили особую породу лам. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Катцалькоатля требовал жертвоприношение бабочек и колибри. Практиковались и самопожертвования, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культах Мезоамерики. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечества. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить. (Все жертвы – для поддержания энергии солнца, которая, по мнению ацтеков, дает им жизнь).

Всё это готовило людей к высшему пожертвованию – человеческому. Обычно кожу жертвы красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, живот жертвы разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх, к Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд – куаушикалли или чак-мооль, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы. Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с пленными; если веры было не достаточно, могли использоваться наркотики. Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли напоказ в цомпантли, а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям. Недавние (2005 г.) археологические свидетельства указывают на удаление мускулов и кожи у части обнаруженных в крупном храмовом комплексе останков.

Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В жертву стреляли стрелами, сжигали или топили, Меру тут уследить сложно. Ацтекские хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 84400 пленников за четыре дня. Однако не ясно, как городское население в 120000 человек смогло поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если еще учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырех дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3000 и что количество смертей, было завышено в целях военной пропаганды.

Другие цифры взяты у Берналя Диаса дель Кастильо, испанского солдата, писавшего свои отчеты в течение 50 лет после завоевания. При описании цомпатля (места с черепами жертв) он насчитывает около 100000 черепов. Однако для вмещения такого количества черепов цомпатли должен был иметь в длину несколько километров вместо описанных 30 метров. Современные реконструкции подсчитывают от 600 до 1200 черепов. Точно также Диас заявлял, что в цомпатли Тлалтелолько, столь же важного, как и в Теночтитлане, было 60000 черепов. Согласно книге Вильяма Аренса, при раскопках было найдено 300 черепов.

Бернардино де Саагун, Хуан Баутиста де Помар и Мотолиниа говорят, что у ацтеков было 18 больших праздников в году. Мотолиниа и Помар ясно заявляют, что жертвоприношения делались только в эти праздники. Каждому богу требовался определенный тип жертвы: молодых девушек топили для Шилонена, болезненных мальчиков жертвовали Тлалоку, говорящих на науатле пленников жертвовали Уицилопочтли, а ацтека-добровольца – Тескатлипоке. Согласно ацтекскому источнику, в месяц «Тлакашипеуа-листли» 34 пленника было принесено в жертву в гладиаторском бою Шипе-Тотеку. Большое число жертвовалось Уицилопочтли в месяц панкецалицтли. Это должно было составлять от 300 до 600 жертв в год, хотя Марвин Харрис увеличивает эту цифру в 20 раз, считая, что жертвоприношения совершались во всех частях (кальпулли) города. Общего согласия по поводу реальных цифр нет.

Ацтеки вели так называемые «цветочные войны» — специальные набеги для захвата пленников для совершения жертвоприношений, называемых ими нештлауалли, — это была своего рода «долговая плата богам», чтобы солнце могло светить в течение следующего 52-летнего цикла.

Человеческие душа-сердце и душа-кровь необходимы, чтобы мир не разрушился – эта идея лежала в основе практики захвата людей на подчиненных землях, причем населению было подписано встречать воинов с цветами в руках (одна из причин, давших имя «цветочным войнам»). Не известно, совершали ли ацтеки жертвоприношения до того, как пришли в долину Анауак, или же они впитали этот обычай так же, как впитали многие другие обычаи и культуры. Первоначально жертвоприношения были посвящены Шипе-Тотеку, божеству северной Месоамерики.

Ацтекские летописи утверждают, что человеческие жертвоприношения начались во время правления Тисока. Во времена правления Тлакаэля человеческие жертвоприношения стали неотъемлемой частью культуры ацтеков, — не только по религиозным, но и по политическим причинам. Когда Эрнан Кортес прибыл в Теночтитлан, он запретил человеческие жертвоприношения, поэтому испанцы не видели жертвоприношений в городе. Не сохранилось летописных изображений человеческих жертвоприношений времени непосредственно перед походом Кортеса, все известные изображения были нарисованы через несколько лет после начала Конкисты, хотя причиной этого может быть уничтожение испанцами ацтекских летописей. Однако существуют подобные изображения в камне и настенных росписях и ритуальные предметы, использовавшиеся в обрядах жертвоприношений, хотя они, как и археологические свидетельства, не подтверждают такого числа принесенных в жертву, как 80 или 100 тысяч.

Между тем, что было написано на эту тему, и тем, что известно достоверно, существуют большие расхождения. Необходимость человеческих жертвоприношений подчеркивается важным значением, которое ацтеки придавали крови, живительной жидкости, которой обязан своим существованием весь свет. У ацтеков было много разных и противоречивых мифов о сотворении мира, но во всех говорилось о ненасытности жестоких богов. Один из мифов повествует о том, как было создано солнце. Когда боги собрались в первобытных сумерках, некий бесформенный и болезненный карлик бросился в огонь и вышел оттуда преображенным в солнце. Однако солнечный диск не двигался, поскольку жаждал крови. Только после того, как другие боги пожертвовали собой, солнце начало свой дневной путь по небу; их смерть дала ему силы. С тех пор, чтобы поддерживать движение солнца, необходима кровь. Боги принимали кровь животных, поэтому каждый день в угоду им жертвовали перепелов. День в храмах начинался с того, что птиц обезглавливали в честь восхода солнца. Эта церемония продолжалась все дневные часы. Ежедневно убивали сотни перепелов, отрывая им головы и крылья. Собак тоже приносили в жертву во время зимнего солнцестояния. В жертвоприношения Шиутекутли, богу огня, непременным условием был огонь. Его жертв, одурманивали наркотиком, бросали в огонь и поджаривали на углях, Однако не успевали они умереть, как жрецы специальными крюками вынимали их тела из огня, покрытых волдырями, разрезали им грудь и вырывали сердце. Некоторых жертв топили или душили, других кидали со скалы и запирали, чтобы они сами умерли от голода.

Очень важная находка была обнаружена рабочими, которые рыли канаву для электрического кабеля в самом центре Мехико, пробили мостовую и углубились в землю на 6 футов; когда вдруг их лопаты наткнулись на препятствие – огромны плоский круглый камень. Очистив его немного от земли, они увидели резную поверхность и поняли, что находкой заинтересуются археологи. Об этом сообщили представителям, власти и вскоре прибыла группа археологов, освободивших камень от грязи до конца. Всеобщему обозрению предстала ужасная картина – расчлененное тело женщины с отрубленными руками, ногами и головой, вписанное в круг почти 11 футов (около 3 метров) в диаметре.

Такая находка и при других обстоятельствах имела бы огромное значение, но важнее всего то, что ее обнаружили на том самом месте, где стоял «Темпло Майор», Великий храм, несколько веков погребенный в мягкой почве Мехико. Камень служил доказательством того, как много значили для ацтекского общества война и человеческие жертвоприношения. Найденный камень помещался у подножия лестницы, ведущей на вершину Великого храма, поскольку имел весьма мрачное назначение – на него сваливали тела жертв, когда их сбрасывали с жертвенного камня у святилища Уицилопочтли, украшавшего плоскую вершину пирамиды. Тела падали на этот камень в хаотических позах смерти. Ацтеки, страшась своих богов, особенно Уицилопочтли, совершали человеческие жертвоприношения с невиданным во всей мировой истории размахом. Конкистадор Берналь Диас дель Кастильо был свидетелем этого кровопролития и живо описал горестную участь некоторых своих товарищей, попавших в плен к ацтекам во время решающей битвы за контроль над городом весной 1521 года.

С того места, куда отступили испанские войска, можно было видеть пирамиду Великого храма. Под ужасный рокот священных барабанов Уицилопочтли, сопровождаемый завыванием раковин, рожков и трубоподобных инструментов. Диас взирал на то, как пленников заставляют взбираться на вершину, чтобы принести их там в жертву. «Когда индейцы довели их до маленькой площадки, на которой стояли их проклятые идолы, — вспоминает Диас, — они надели головные уборы с перьями на многих из наших людей и заставили их танцевать перед Уицилопочтли с предметами, похожими на перья, в руках; после того, как они протанцевали, их уложили на довольно узкие камни, предназначенные для жертвоприношений, каменными ножами разрезали им грудь и вытащили их бьющиеся сердца, предлагая их стоявшим поблизости идолам, а тела кидали вниз, по ступеням, где их поджидали индейские мясники, которые отсекали руки и ноги, а с лица сдирали кожу и выделывали ее вместе с бородами, и хранили ее, чтобы использовать потом на празднествах, то есть на безумных оргиях, а мясо они поедали вместе с перцем».

Резня, бессмысленная для Диаса и его товарищей, имела, конечно же, определенное значение для тех, кто совершал этот ритуал в честь жестокого и мстительного Уицилопочтли, ведь он был не только божеством войны, но и покровителем всего их народа. Если в увеличении числа убитых можно обвинить конкретное лицо, то им окажется Тлакаэлель, советник трех правителей Теночтитлана, Придя к власти во время непрерывного роста ацтекского могущества, он, казалось, намеренно усилил культ Уицилопочтли с его непременными жертвами, чтобы упрочить воинственность и власть ацтеков над другими народностями. «Он не только был смелым и хитроумным в бою, — писал испанский историк Дуран, — но так же ввел в обычай дьявольские, жестокие и ужасные жертвоприношения».

Согласно Дурану, Тлакаелель приказал совершить особо чудовищный обряд, число жертв в котором было таким огромным, что испанец испугался, как бы его не обвинили во лжи, хотя он ссылался на заслуживающие доверия ацтекские источники. «На рассвете вывели заключенных, предназначенных в жертву, и выстроили в 4 колонны, — сообщает он. – Одна из них протянулась от подножия пирамиды вдоль всей дамбы, что ведет в Койоакан и Шочимилько; она достигла приблизительно лиги в длину. Другая протянулась вдоль дамбы, ведущей в Гуадалупе, и была такой же длины. Третья растянулась вдоль дамбы, ведущей в Тлапокан, а четвертая достигла берега лагуны.

Чтобы убить всех жертв, потребовалось 4 дня, а потоки крови, стекающие по ступеням, были так велики, что пока достигали подножия и охлаждались, они превращались в жирные сгустки, способные испугать всякого». В конце концов, кровожадные боги так и не смогли помочь ацтекам, они подвели их и в решающей схватке с завоевателями. Почти 500 лет прошло с тех пор, как на вершине Великого храма была принесена последняя жертва. Ныне кажутся бессмысленными слова ацтекского поэта: «Гордится собой город Мехико – Теночтитлан. Здесь никто не боится умереть в бою. Это наша слава. Кто сможет завоевать Теночтитлан? Кто может потрясти основание небес?».

Людоедство, которым сопровождалось большинство ацтекских жертвоприношений, подчинялось строгим правилам. Поскольку верили, что жертвы становятся божественными, их конечности считались священными и, согласно словам историка, «их поедали с трепетным почтением, как дар небес». Туловищу и внутренностям, однако, оказывали меньшее почтение, ими кормили диких животных в зверинце правителя. Ритуал «Свежевания людей» продолжался два дня и происходил возле храма Шипе-Тотека, известного под именем «Свежеватель» («Тот, кто сдирает кожу»). Его связь с Востоком, который считали ацтеки страной плодородия, заставляла посвятить ему этот праздник весны. Согласно ритуалу нужно было обрядить пленников в бумажные набедренные повязки и обмазать их мелоподобной субстанцией. Головы мазали соком каучукового дерева и облепляли перьями. В первый день смерть встречали менее важные пленники. Им нужно было пробежать по ступеням храма Шипе, но многих догоняли жрецы и закалывали на жертвенном камне. После извлечения сердца безжизненные тела кидали к подножию, где с них снимали кожу и разрезали на куски. Одно бедро каждого отправляли правителю, а остальное тело доставалось взявшему жертву в плен. Голова находила себе место на огромных подставках для черепов.

Общеизвестно, что ацтеки совершали человеческие жертвы; однако в вопросе о каннибализме и его степени согласия нет. Марвин Харрис, например, заявляет, что мясо жертв было частью рациона высших классов в качестве награды, потому что питание ацтеков включало мало белков. Согласно ему, пленники были «ходячим мясом». С другой стороны, Вильям Аренс сомневается в существовании каннибализма у ацтеков вообще. Несмотря на согласие многих историков в вопросе о существовании ритуального каннибализма, связанного с человеческими жертвоприношениями, большинство ученых не поддерживает тезис Харриса о том, что человеческое мясо составляло значительную часть рациона ацтеков.

Информации касательно каннибализма ацтеков немного. Есть лишь несколько сообщений о каннибализме со времени Конкисты, при этом ни одно из них не говорит о широком ритуальном каннибализме. Летопись Рамиреса двусмысленно связывает каннибализм с ритуальными жертвоприношениями. Кодекс Мальябекиано содержит два рисунка, на которых изображено употребляемое в пищу человеческое мясо: в ритуале поклонения владыке загробного мира Миктлантекутли и погребальном обряде, где вместе с другой едой лежит человеческая рука. Там же в комментарии на испанском языке говорится, что индейцы очень полюбили завезенную испанцами свинину, так как она напоминала им по вкусу человеческое мясо.

Характерные сообщения о каннибализме ацтеков: Кортес пишет в одном из писем, что его солдаты поймали ацтека, поджарившего младенца на завтрак. Гомора пишет, что во время взятия Теночтитлана испанцы предложили ацтекам сдаться, поскольку у них (ацтеков) не было еды. Ацтеки предложили испанцам атаковать, чтобы потом быть взятыми в плен и съеденными. В книгах Бернардино де Саагуна есть иллюстрация, показывающая ацтека поджариваемого неизвестным племенем. Подпись под иллюстрацией гласит, что такова была одна из опасностей, угрожавших ацтекским торговцам.

В летописи Рамиреса, составленной ацтеками после завоевания, латинским алфавитом, написано, что по окончании жертвоприношения мясо ладоней жертвы отдавались в качестве дара воину, захватившему её. Согласно летописи, мясо предполагалось есть, но фактически его заменяли индейкой.

В своей книге Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было разрезать на мелкие кусочки с тем, чтобы подносить их в дар важным людям в обмен на подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нем не было ценности; его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

Недавние археологические находки (2005 г.) в подвалах ацтекских храмов свидетельствуют о надрезах, означающих удаление мускулов. Однако такие разрезы есть не у всех тел. И я ощутил лично эти энергию и вибрации человеческих жертвоприношений в Мексике. Этот пир крови и смерти, который проходил там относительно ещё недавно.

Помимо вышеперечисленных индейских племён Мексиканских территорий, были и другие племена. Это и миштеки, и сапотеки, отоми и тотонаки, масатеки т цоцили, цендили и масауа, михе и уастеки, чинантекки и тараско. Информация, полученная мной, буквально переполняла меня. Сегмент Знаний был невероятно велик. Я еле держался на ногах… Признаюсь вам, я не только медитировал в Мексике, но и получал Знания обычным, естественным путём. Я распределил своё рабочее время так, что днём поток информации приходил ко мне физическим путём (встречи с учёными и исследователями), вечером и ночью – медитативным (медитация на Местах Силы).

Первые три дня моего пребывания в Мексике были буквально перенасыщенными по информационному содержанию. Знания яро перемещались хаотическим порядком. Но потом, через три дня, всё структурировалось и пришло в ясный порядок, словно из пазлов сложилась полная картинка. И спустя трое суток с момента моего прибытия в Мексику мне начали открываться всё новые и новые подробности и особенности формирования, особенностей, культурных и религиозно-мистических тайн местного коренного мексиканского населения.

Я узнал то, что даже племя Майя, рассматриваемое нами выше, подразделялось ещё на несколько этнических групп. Это племенные этнические группы – цоцили, цельтали, тоходавали, чоли, кичи, лакандонци, чани, тутуншуку, комо, чонтали. Я привёл вам здесь десять этнических групп, которые составляли костяк большого племени Майя. История Майя действительно поражает своей глубиной, величием и массой самых интересных и любопытных фактов из их жизнедеятельности. Но в рамках всей нашей статьи, посвящённой научно-исследовательской экспедиции в Мексику, к сожалению, не удастся охватить всё и вся, описать все те Знания, которые я получил в этом удивительном государстве.

У Цивилизации Майя, как и у Ацеков, проводилась практика человеческого жертвоприношения. Но магическая практика жертвоприношения Майянского народа, не была такой развитой и проводилась не в таком количественном объёме как у Ацтеков. Итак, рассмотрим аспекты ритуалов жертвоприношения в племенах группы Майя.

Правитель Майя, созывая воинов своего племени на битву, делал надрезы на теле и посвящал капли своей крови богам. Его жена также отдавала жертву своей плотью, чтобы снискать милость божеств. Но на этом жертвоприношения Майя не заканчиваются. В случаях, когда битва завершалась победой, боги жаждали крови побеждённых. Захваченные враги в обязательном порядке подвергались ритуальным пыткам, которые оканчивались мучительной смертью.

Но на самом деле Майя не были такими уж кровожадными, как может показаться с первого взгляда. Жертвоприношения Майянцев являлись вынужденной мерой. Майя не злоупотребляли кровавыми обрядами, в отличие от Ацтеков, которые действительно наслаждались обрядом жертвования по полной программе. Большинство жертв во время жертвоприношения Майя  – это знатные военнопленные и, как правило, в честь победы за раз в жертву приносили не более трех человек. Жертвоприношения майя не проходили в таких масштабах, как это представлено, например, в фильме Апокалипсис Мела Гибсона, однако, частица правды присутствует даже в этой художественной картине. В фильме довольно-таки детально и правдиво показывается сам процесс жертвоприношения Майя, да и вообще повседневная жизнь индейцев Майя.

Однако даже если Майя не жертвовали людей в таких объемах, как это принято считать, они все равно очень и очень часто воевали, точнее, будет сказать, что на протяжении всего существования цивилизации Майя рубка там шла такая, что феодальная Европа бы захлебнулась в образовавшейся луже крови. Со временем практика жертвоприношений Майя лишь расширилась, произошло это в постклассический период, и связано в первую очередь со значительным влиянием центрально-мексиканских народов. Жертвоприношения Майя живописно описывались художниками, бурно проходили и отчаянно ждались. К сожалению, а может и к счастью, на сегодняшний день практически не сохранилось свидетельств и фактов, описывающих, как именно происходили жертвоприношения майя, исследователям ритуальной магии, последователям сатанинских и дьяволопоклоннических культов, приходится предполагать и догадываться, опираясь на имеющиеся крупицы информации. У испанских хронистов и в записях конкистадоров есть описания, но это уж совсем позднее время, да и описаны они через призму христианской веры, что искажает истинную картину.

Рассмотрим ещё некоторые аспекты жервтоприношения согласно Майянской магической традиции. Как вы помните, в начале статьи я упомянул о том, что именно индейцы явились родоначальниками нашего футбола – игры в мяч. И удивительным фактом, является тот момент, что элементы игры в мяч были задействованы даже в некоторых ритуалах жертвоприношения у Майя! Для пленников ритуальная игра в мяч часто заканчивалась смертью. Подобно римским гладиаторам на арене, пленники вели на больших полях борьбу не на жизнь, а на смерть. Кровь вообще была неотъемлемой частью не только жертвоприношений Майя, но и многих других ритуалов Майянцев, однако существовал и бескровный способ принесения жертв. В развалинах некогда величественного города Чичен-Ица, располагавшегося на полуострове Юкатан, находится так называемый «Священный Колодец», сенот. К жертвоприношениям Майя в этом городе был особый подход. У индейцев Чичен-Ицы был обычай бросать в этот колодец живых людей в жертву богам во время засухи. Колодец этот идеально сохранился до нашего времени, но сам город давно заброшен и разрушен.

Конечно, жертвоприношения Майя проистекают из религиозных воззрений. С течением времени оформилось некоторые обряды, проведение которых требовало людских жертв. Это вовсе не значит, что все подряд обращения к богам заканчивались тем, что кого-нибудь да отправляли на тот свет. И ещё, жертвоприношения Майя военнопленных, составлявшие значительную часть всех жертв, часто носили не религиозный, а, скорее, политический характер и даже социальный характер. Нужно же было как-то избавляться от представителей и преподносить урок тем, кто затеял предательство. Роль жертвоприношений Майя здесь невозможно переоценить.

Принести человека в жертву с точки зрения древних Майя далеко не то же самое, что простое смертоубийство, тем более, если человек выбирался для такой цели, как умилостивить всемогущих богов. В этом случае жертвоприношение Майя воспринималось, как сакральное убийство, таинство, быть причастным к которому – великая честь. Простое же убийство у Майянцев каралось по всей строгости.

Я изучал теорию практики жертвоприношения Высшим Силам у многих древних культур – от вавилонян до греков практиковался культ человеческой жертвы. Помимо закланных животных их алтари орошала и кровь человека. Однако нигде подобные жестокие ритуалы не достигали такого размаха, как у индейцев Мексики. Первыми свидетелями их кровавых действ стали испанцы-конкистадоры, с ужасом живописавшие местные обычаи. Начатую в испанских хрониках тему развили авторы художественных романов, создавшие образы «кровожадных индейцев», которые по природной злобности с радостью приносили в жертву как соседей, так и невинных белых чужестранцев. Рассмотрим на одном из примеров, как именно чаще всего происходило жертвоприношение у Майя.

Верховный жрец поднимался на Великую Пирамиду. Его четверо помощников уже крепко держали жертву, лежащую на высоком помосте. Держали не для того, чтобы она не вырывалась, напротив, посланник к богам был горд своей миссией, а для того, чтобы на момент вскрытия грудины его тело не дёрнулось от острого зазубренного ножа жреца. Сердце следовало изъять быстро, хирургически точно и поднести к статуе божества еще живым, пока «не отлетела душа», иначе боги отвергнут послание. Еще секунда – и жрец поднимает к небесам пульсирующий источник человеческой жизни. А бездыханное тело посланника катится вниз по ступеням пирамиды. Здесь служители привычным движением сдирают с него почти всю кожу, оставив нетронутыми лишь кисти рук и ступни. Скинув ритуальные одеяния, жрец натягивает на себя кожу девушки, чтобы возглавить танец, в котором его движениям вторят старухи в специальных нарядах. Еще одна жертва принесена. Боги вновь примут посланника, который расскажет им о нуждах ацтеков.