Соединенные Штаты Америки. Правда жизни (2016).

Об Америке нельзя сказать мало, о ней нельзя рассказать быстро и сразу. Об Америке нельзя судить по новостям, книгам, фильмам, туристическим путеводителям… и даже по рассказам очевидцев, посетивших эту страну или проживающих там, потому что из их суждений далеко не всегда вы сможете извлечь для себя пользу. Почему? Каждый человек в состоянии видеть только то, что представляет интерес и ценность исключительно для него, но не для вас. Более того, видит он, воспринимает и, соответственно, интерпретирует все по-своему.

Поэтому, чтобы хотя бы попытаться понять Америку, чтобы что-то о ней рассказать – в Америке нужно побывать самому. Разумеется, в том случае, если для вас важно сформировать свое собственное представление об этом государстве. А говорю я в данном случае не о континенте, а именно о государстве – о Соединенных Штатах Америки.

 


Америка разная. И не только потому, что состоит это государство из 50-ти штатов, каждый из которых уникален, и место занимает площадью почти в 10 миллионов квадратных километров. Ее облик переменчив настолько, что для одного и того же человека одно и то же место каждый раз будет иным и неповторимым. За полгода проживания в Америке мне удалось побывать в нескольких штатах. Где-то был проездом, а потому судить об этих местах могу лишь по отдельным эпизодам и полученным впечатлениям, – в частности, о Вашингтоне, о некоторых боро Нью-Йорка и ряде других небольших городов. А где-то пришлось и задержаться. Как, например, в штате Нью-Йорк, а точнее в одном из боро Нью-Йорка Бруклине, – здесь я прожил четыре месяца; и в штате Пенсильвания – в Филадельфии я прожил два последующих месяца.

Мне очень хотелось посетить Ниагарский водопад, Седону (центр вселенной, по мнению живших в этих местах индейцев), остров в Карибском море и государство Пуэрто-Рико – самую крайнюю точку Бермудского Треугольника, Ямайку, Гавайи и Аляску. Но уже первые пару недель, проведенных на американской земле, указали мне на один очень важный момент, что, естественно, тут же отразилось и на моих планах: я впервые не просто испытал дискомфорт от незнания английского языка (как это часто бывало при посещении других стран), – я ощутил полнейшую беспомощность! Я оказался в ситуации, когда дальше русскоязычной диаспоры без полноценного знания английского языка хода нет – тупик. Ибо тот базис, что у меня был, абсолютно не гарантировал мне уверенности в этом, пока еще чужом для меня мире. Поэтому за полгода нахождения на территории США мне так и не удалось реализовать озвученные выше планы, – а все потому, что все эти полгода я посвятил исключительно изучению английского языка. И, как я уже сказал, первые пару недель жизни в Нью-Йорке расставили пункты моего плана в соответствии с другими приоритетами. Признаюсь, мне не просто давалась эта наука. Но в итоге я начал понимать английскую речь и, что не менее важно, перестал бояться говорить на английском языке. А это большая победа для меня – побороть страх говорить на чужом для меня языке!

 

Какими были первые впечатления от знакомства с Америкой? Самое первое впечатление произвели на меня люди. Не смотря на то, что первыми моими знакомыми были исключительно выходцы из Украины и России, вывод я сделал следующий: это совершенно другие люди, нежели те, с кем мне доводилось жить, работать, общаться будь то в Украине или же России. На Брайтоне (Бруклин), где я поселился, процентов 80 – это украинцы и россияне. И в основном это одесситы, – именно поэтому Брайтон часто называют «маленькой Одессой». Особенность жизни в этой русскоязычной среде состоит в том, что в любой момент тебя могут обмануть, – об этом нужно знать, и к этому нужно быть готовым. Более того, обман считается нормой поведения в отношении вновь прибывшего, которого «обувают» на деньги свои же соплеменники. Почему так происходит? Как правило, приехавший в Америку человек, не знаком с законами местной жизни. А потому первое, что он делает – бежит за советом и поддержкой. Но не к американцам, а к своим соотечественникам. Казалось бы, что же тут странного? Кто как не свои поймет, поддержит, подаст руку помощи? Да, все верно, но реалии жизни здесь следующие. Начинается знакомство с диалога: «Сколько ты здесь находишься?» – «Да неделю всего…». Как вариант ответа: две недели, месяц… и так до полугода. Что означает для спросившего данный ответ? – О, класс, ничего не знает, значит, можно «обуть»! И «обувают», и порой весьма виртуозно, поскольку на протяжении указанного периода (примерно до полугода проживания в этой среде) совершаются основные ошибки, набиваются шишки и нарабатывается нужный опыт. Хотя зачастую тому, кто решил поиметь неопытного соотечественника особо напрягаться и изощряться не приходится, – соотечественник полностью доверяет «родной душе», теряя бдительность, а потому в ход идут проверенные годами и поколениями методы, называемые в народе «тупой развод».

Об этом стоит всегда помнить, друзья мои. Если вы приезжаете в Америку, и у вас нет там надежных и проверенных людей, которые будут патронировать вас во время всего периода адаптации – не торопитесь доверить себя надежным рукам соотечественников. Потому что правда жизни такова: наши соотечественники считают за правило обмануть вновь прибывшего. Безусловно, это не 100-процентная тенденция, поскольку всегда существует исключение из правила – в данном случае это встреча с порядочным, искренне сопереживающим и желающим реально вам помочь человеком. Но рассчитывать только на то, что для Удачи вы есть избранный и вам будет дарована именно такая встреча, я бы не советовал. Напротив, советовал бы помнить о том, что незнание действующих законов (пусть и негласных) не избавляет от большой доли вероятности попадания в зону их действия. Здесь же, в окружении бывших граждан советского и постсоветского пространства, вероятность того, что закон «обмани ближнего своего» является одним из первых и ревностно чтимых пунктов местного «законодательства», повторяю, достаточно велика.

Чем руководствуются эти люди в желании обмануть себе подобных? Они руководствуются тем, что 20-30 лет назад, когда они сами приехали в Америку, – им было очень тяжело, они много пережили, много страдали. Вот из этого тяжелого прошлого и рождена такая политика взаимоотношений: мы страдали – и вы пострадайте; нас обманывали – вот и вы через это пройдите, если хотите закрепиться на этой земле; нам не просто все здесь давалось – так чего ж вам все на блюде должно быть предоставлено; ну, и в том же духе…

Таким образом, к моему глубокому сожалению первым моим впечатлением от Америки и первым опытом общения с людьми стал этот неприятный вывод: наши соотечественники не заинтересованы в том, чтобы нам помогать. Эта особенность нашего славянского менталитета (о причинах рассуждать не станет, отнесемся к этому как к факту), неприятная особенность, которая, повторяю, имеет место быть. Наши соотечественники не заинтересованы в том, чтобы упростить жизнь другому – тому, кто только открывает для себя этот новый и совершенно незнакомый мир; не заинтересованы в том, чтобы помочь друг другу, – наоборот, они заинтересованы поиметь друг друга. Это очень важный момент, который раскрывает определенные особенности нашего менталитета, особенности нашей национальной памяти и достоинства, а возможно, что указывает как раз таки на отсутствие и того, и другого, что проявлено (по сути, на генетическом уровне) в желании обманывать. При чем, в желании обманывать тех, кто ниже, кто слабее, кто менее защищен, прежде всего, своим опытом. Об этой правде жизни нужно знать и всегда помнить. Разумеется, знать и помнить нужно и о том, что среди огромного числа желающих вас поиметь встречаются и те, кто реально заинтересован вам помогать, – таких людей мало, но они есть. Мне встречались и те, и другие. Хотелось бы здесь рассказать не столько о тех людях, действия которых по отношению к вам можно было бы расценить как негативные, и не столько о тех людях, чьи действия являются позитивными, – сколько о самой Америке. Но дело в том, что все это неотделимо одно от другого. А потому продолжу.