Ислам (2015).

Ислам (мусульманство, магометанство) – самая молодая из мировых религий, возникшая в 7 веке в Мекке и Медине. Основателем ислама был представитель знатного мекканского рода курайш Мухаммад, назвавший себя посланником Аллаха. Впервые он соприкоснулся с монотеистическими религиями (иудаизмом и христианством) в 12летнем возрасте, во время поездки в Сирию. С этого момента начались его духовные поиски, в последствие вылившиеся в новое религиозное учение. Следующим важным этапом в жизни пророка стала вторая поездка в Сирию в роли приказчика богатой вдовы Хадижи. Он много общался с  христианскими монахами, криста- лизируя собственный путь к Богу. В мусульманстве, в отличие от христианства, не оставлено почвы для спора о единой (триединой) сущности бога, о сыне божьем  (богочеловеке) и т.д. В исламе Аллах (от  Аль Илях — тот, кому поклоняются, достойный поклонения) «един, Аллах – вечный, не родил и не был рожден, и не был ему равный ни один».  Признается, однако, то, что в разные времена на землю приходили его пророки Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Иисус (Иса) и Мухаммад. Иисус по Корану не является сыном Божьим, хотя все чудеса, сотворенные им и обстоятельства его рождения считаются достоверными фактами.  Мухаммад – последний из пророков истинной веры, последняя попытка Аллаха наставить людей на правильный путь перед предстоящим судом, на котором будет определена участь каждого – райские сады или огненная геенна.

Мусульманская этика не содержит невыполнимых для обычного человека норм, таких как, например, любить врагов своих в христианстве. Мусульманину полагается быть добрым, справедливым, честным, отвечать добром за добро, быть щедрым, помогать бедным и т.д. В Коране, прямо или косвенно указаны следующие качества настоящего магометанина.

Правдивость.

Надёжность и верность.

Искренность.

Вежливость, умение толерантно вести беседу.

Уничтожение злобы и пороков в себе.

Моральная и физическая сила.

Терпимость и умение прощать.

Скромность.

Самоуважение и честь.

Поиск мудрости и знаний, стремление к саморазвитию.

Желание всю свою жизнь посвятить праведным делам.

Щедрость.

Терпение.

Грамотное распоряжение финансами.

Общительность, доброе отношение к окружающим.

Пристрастие к чистоте и красоте.

Отвращение к злу и греху.

Существенное  отличие  магометанской морали от христианской  заключается в нетерпимом, а иногда и беспощадном отношении к врагам веры со стороны мусульман.

Источник мусульманского учения – Коран, что в переводе означает «чтение».  При жизни Мухаммада Коран передавался из уст в уста, после смерти пророка появилась реальная угроза потери священного текста, надиктованного Аллахом через ангела Джебраила. Правитель Абу Бакр приказал записать Коран на бумаге, но в ходе одной из битв погибли все три человека, которые знали Коран  наизусть от начала до конца.  Первым изданием Корана принято считать рукопись, сделанную при халифе Османе. Удивительно, но с тех пор ни одного слова из 77934 в его тексте не изменилось. Но из-за особенности арабской письменности, когда один символ имеет несколько значений,  появилось множество вариантов прочтения Корана, каноническими признаются всего семь из них. Священная книга мусульман состоит из 114 глав, именуемых сурами, каждая сура делится на отдельные фрагменты – аяты (наподобие библейских стихов). Каждая сура (кроме девятой)  начинается  «басмалой», фразой, в переводе на русский обозначающей «Во имя Аллаха милостивого, милосердного». Басмалой начинаются все молитвы мусульман, все официальные речи и тексты. Кстати, эту формулу наделяют магическими свойствами и пишут ее на талисманах.  У каждой суры есть свое короткое название, располагаются они по порядку убывания количества текста, однако первой в Коране пишется самая короткая сура – фатиха.  Суры классифицируются  по месту и времени их создания.

Мекканские суры содержат духовные предписания, и делятся на три периода:

1 период. Суры стилистически возвышенны, в них ярко выражены эмоции, их слог идеален.

2 период. Суры более сдержанны в эмоциональном плане, посвящены пропаганде монотеизма.

3 период. Суры повествуют о жизни пророков, Аллах, как правило, именуется одним из своих 99 имен.

Мединские суры содержат культурные, морально-этические и юридические нормы.

Мусульмане традиционно читают Коран нараспев, а обязанностью каждого священно- служителя является знание его наизусть.

На основе учения Корана, а также преданий о жизни и афоризмах Мухаммада (хадисов) в исламских странах образовался шариат – свод нормативных предписаний для мусульман, исполнение которых приведет верующего в рай. Сейчас это понятие ассоциируется с правильным образом жизни мусульманина. Трактовкой шариата и его адаптацией к условиям реальной жизни занимается Фикх, теория мусльманского права со своими методами. Каждое течение ислама имеет школы фикха, одако основными считаются ханафиты, шафииты, ханбалиты, маликиты и джафариты.  Предписания шариата делятся на три группы:

1.  Акты поклонения. Это молитвы, посты и пр. Также к этой категрии относятся все поступки, достойные мусульманина.

2.  Регулирующие экономические, социальные, культурные, семейные и правовые отношения в исламском  обществе, а также морально-этические и бытовые нормы жизни магометанина.

3.  Назначающие наказания за нарушение норм из предидущих пунктов.Еще во времена Мухаммада сформировалось пять главных обязанностей каждого   магометанина, так называемых столпов ислама.

Столпы Ислама:

1. Шахада (свидетельство). Столп подразумевает   чтение формулы, содержащей  два  основных   догмата ислама. Трижды произнеся эту взрослый человек, исповедовавший ранее другие религиозные взгляды, становится  мусульманином. Эта фраза включена во все молитвы и призывы к ней. Графическое изображение  широко распространено в качестве орнамента.

2. Салят (молитва) Молитва магометан называется намаз. Ей всегда предшествует  ритуальное омовение. Молитва состоит из ракатов — совокупности слов, мыслей движений и жестов молящегося. Молящий склоняется, становится на колени, падает ниц, произнося при каждом движении определенные слова, при этом смотреть он должен в сторону храма Кааба, что  в Мекке.  Намаз совершается пять раз в день. Утренняя молитва состоит из двух ракатов, полуденная, предвечерняя и ночная – из четырех, послевечерняя – из трех.  Лучшим местом для намаза является мечеть, однако, если нет возможности находиться там, то молитва совершается в любом месте, но каждую пятницу все мусульмане города, округа должны собираться каждую пятницу на коллективную молитву.

3. Саум  (пост).  Мусульманский  пост  заключается   в отказе от любых, телесных или духовных удовольствий и развлечений, а также приема пищи и питья в течение светового дня.  Во время поста запрещено даже стричь волосы. Дневное время поста всецело и полностью посвящается работе, чтению Корана и рассуждениям  о духовном.  От поста освобождаются дети, больные, путешествующие, участвующие в  войнах или исполняющие тяжелую физическую работу люди.  Главный пост мусульман – месяц рамадан.

4. Хадж (паломничество в Мекку). При наличии физической и материальной возможности каждый истинный мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетить Мекку, прежде всего ради посещения Каабы, кубообразному зданию во дворе Священной мечети.

5.  Закят (налог-милостыня). Раз в год каждый мусульманин отдает на нужды общественности часть своих доходов.  Закят – налог на имущество. Аль-фитр взыматся с каждого взрослого мусульманина в пользу бедных в последний день месяца рамадан. Саадака – добровольая милостыня.

Иногда к этим столпам приписывают еще и «Джихад» — преданное служение вере, которое заключается в готовности отдать все силы, средства, время, а если потребуется, и собственную жизнь за торжество мусульманства. Изначально под этим понятием подразумевались военные действия, но вскоре появилась доктрина джихада, как борьбы с собственными недостатками на пути к Аллаху. Его концепция включает в себя:

1. Джихад сердца (борьба с собственными дурными свойствами).

2. Джихад языка (повеление одобряемого и запрещение порицаемого).

3. Джихад руки (принятие дисциплинарных мер в отношении правонарушений).

4. Джихад меча (вооруженная борьба с неверными).

Как и в любой религии, в мусульманстве есть свои течения. Основные из них:

Сунниты (самое многочисленное течение) считают источником веры не только Коран, но и сунну (предания о пророке). Придерживаются мнения, что религиозная община должна занимать руководящий пост в обществе. Существует четыре школы суннизма –  ханафитская, шафиитская, маликитская и ханбалитская.

Шииты – второе по распространенности течение ислама. Сформировались вскоре после смерти пророка, как политическая партия, считающая, что власть должна принадлежать прямым потомкам Мухаммада, но через некоторое время стала религиозным течением. Шииты делятся на умеренных и крайних (радикальных).

Хариджиты – радикальное движение, проявляющее крайнее нетерпение к инаковерцам.

Салафия – течение, ориентированное на раннеисламские принципы и порядки, считающие все нововведения в исламе как само- вольное его искажение.

Суфизм – это самое мистическое исламское тече- ние. Смысл его заключается в полном растворении личности в Аллахе. Название его происходит от арабского «суф» – шерсть, материал для одежды отшельников. Для избавления от нравственной  болезни под названием  «Я» суфии становятся на Путь (Тарикат), состоящий из четырех ступеней.

1. Шариат. Исполнение всех норм ислама, достижение совершенства в действиях.

2. Тарикат. Духовное развитие, самоотреченоое поклонение Аллаху, желание приблизиться к его совершенству, осознавая свое несовершенство и духовную нищету. На этой стадии суфий пытается растворить свое «я», приближаясь тем самым к Аллаху. Он отказывается не только от материальных благ во имя бога, но и от души, стремясь «умереть при жизни», ибо тот, «кто умрет до того, как умрет, будет живым для Аллаха». Самоотреченное поклонение же заключается в повторении божественных имен,  полностью концентрируясь на молитве, при этом отсутствуя мыслями в материальном мире.

3. Марифат. На этой ступени суфию доступны мистические, эзотерические знания. Постигая сущность мира через различные техники (песни, танец), суфии доводят себя до экстатического состоянии, открывающего в них сверхвозможности (брать руками угли, не ощущая при этом боли,  наносить себе достаточно глубокие раны и т. д.). В такие моменты они чувствуют состояние, сродни наркотическому опьянению, чувствуя при этом всю любовь бога, которая, в их понимании, является сущностью мира.

4. Хакикат. Истина. Высшая стадия единства с Аллахом. Определенно сказать о ней ничего нельзя, ибо даже достигшие ее не могут толком описать свои ощущения.

Существует около 70 суфийских орденов, не считая отдельных отшельников – дервишей, пользующихся большим почетом у простого населения.

Завершим наш обзор мусульманства, в частности, суфизма, афоризмами последователей Тариката.

Суфизм — это истина вне формы.

Ибн аль-Джелали

Имея Руководителя, ты можешь стать истинным Человеком.

Без Руководителя ты останешься, по существу, животным.

Если ты все еще говоришь: «Я не смогу подчиниться другому человеку», —

Ты по-прежнему негоден для Пути.

Но если ты говоришь:

«Я желаю подчиниться», —

но при этом твой дух в смятении, —

Путь закрыт для тебя, и ты погиб.

Зульфикар, сын Джанги.

Суфизм требует приложения восьми качеств.

Суфий обладает:

Широтой взглядов, характерной для Авраама;

Безоговорочным принятием своего жребия, каким обладал Ишмаил;

Терпением, как у Иова;

Способностью общаться с помощью символов,

как это умел Захария;

Отчужденностью от своего народа,

как было у Иоанна;

Шерстяным одеянием типа пастушьей накидки Моисея;

Тягой к путешествиям, как у Иисуса;

Смиренностью, подобной смиренности

духа Мухаммада.

Джунайд из Багдада.

Всякий, получивший знание,

хоть самое малое, — счастлив.

Всякий, лишившийся его — печален.

Ибн Идрис аль-Шафи

Чем же является Луна для мусульман?

История символики

На самом деле, символ полумесяца со звездой старше Ислама на несколько тысяч лет. Информацию о происхождении этих символов получить трудно, но большинство источников сходятся на том, что эти древние астрономические символы использовались различными народами при поклонении Солнцу, Луне и божествам неба. Есть также сообщения о том, что полумесяц и звезда использовались в качестве символа карфагенской богини Танит или греческой богини Дианы.

Полумесяц был символом города Византия (впоследствии, Константинополь и Стамбул). По одним сообщениям, его выбрали в честь богини Дианы; по другим – в честь произошедшего в 340 году до н.э. сражения с армией македонского царя Филиппа II (отца Александра Македонского).

Флота для организации блокады города-порта Византий у македонцев не было, поэтому они попробовали взять город наземным штурмом, начав атаку ночью. Однако нападавших выдала яркая Луна и эффект внезапности не сработал; штурм захлебнулся, и македонцы отступили.

Ликующие горожане благодарили покровительницу Византия – Гекату, богиню лунного света. В ее честь начали чеканить монеты с изображением символов ночи – полумесяца и шестиконечной звезды. Полумесяц стал символом города. Он оставался им и когда в 330 году н.э. Византий стал Константинополем, столицей Римской империи, и когда в 1453 году город захватили турки-османы. Таким образом языческий древнегреческий знак, который на протяжении более тысячи лет был символом столицы христианского мира, стал ассоциироваться с Исламом

Кроме этого, полумесяц используют и для наверший православных церквей. Кресты на куполах православных храмов имеют свою, особенную форму. Полумесяц (цата), расположенный в нижней части креста, не имеет никакого отношения ни к Исламу, ни к победе над мусульманами (хотя эта версия и встречается в литературе). Кресты с полумесяцем украшали ещё древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Дмитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие, построенные до столкновения с мусульманами.

В Византии тех времен цату связывали с царской властью. Возможно, отсюда следует появление её как символа великокняжеского достоинства на портрете киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века.

Полумесяц и Ислам

За долгую историю образ Ислама и мусульманское сознание смешалось с огромным количеством окружавших его норм, традиций и стереотипов. Одним из таких символов, ассоциируемых с нашей религией, являются полумесяц и звезда.

Раннее мусульманское общество не имело символа. Во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) исламские армии и караваны в качестве опознавательного средства использовали простые одноцветные (обычно черные, зеленые или белые) флаги. В более позднее время мусульманские лидеры продолжали использовать флаги этих цветов без обозначений, письма или символики.

В фундаментальных религиозных источниках (Коране и Сунне) ничего не говорится о каких-либо символах Ислама. Он универсален и глобален, поэтому идея какого-то отдельного символа Исламу в определенном смысле чужда.

Распространение же полумесяцев произошло следующим образом. По легенде, в 1299 году Осман, властитель крошечного княжества на территории Малой Азии, увидел во сне полумесяц, который простирался от одного конца земли до другого. Приняв это за доброе предзнаменование, бей сделал полумесяц символом своей династии. Сон не обманул Османа — его потомки создали огромную державу и стали не только величайшими владыками в мусульманском мире, но и духовными его вождями — халифами.

Кроме того, как уже упоминалось выше, полумесяц со звездой был символом города Константинополь. Когда Османы завоевали его в 1453 году, они заимствовали этот символ и превратили в знак своей военной победы. Постепенно сочетание полумесяца и звезды стало ассоциироваться с достижениями мусульманской культуры, а затем и с культурой Ислама в целом. Этот символ есть на флагах исламских государств, мечетях, почтовых марках.

В течение сотен лет Османская империя управляла всем мусульманским миром. За этот период в сознании мусульман и немусульман полумесяц начал устойчиво ассоциироваться с самим Исламом и его приверженцами, хотя он все так же оставался символом османской династии, а никак не самой религии Единобожия.

Эта связь закрепилась в XIX веке, когда в дополнение к Красному Кресту был создан Красный Полумесяц.

Некоторые мусульмане носят кулон в виде полумесяца на цепочке. Эта подвеска тем не менее никакого сакрального смысла не имеет, она просто идентифицирует вероисповедание своего хозяина, ни в коем случае не являясь аналогом крестика у христиан.

Но даже в наше время, когда полумесяц украшает флаги многих мусульманских государств, не все последователи Ислама согласны считать его своим символом.

Многие мусульмане, знакомые с историей появления полумесяца в нашей культуре, полностью отвергают его как древний языческий знак.

Ислам запрещает создавать культ кого-либо и чего-либо, помимо Аллаха — будь то люди, животные, деревья или небесные светила. Ислам пришел в этот мир, чтобы установить чистое Единобожие и избавить человека от поклонения и почитания идолов и языческих традиций. С этой целью Посланник Аллаха (мир ему) низверг всех мекканских и аравийских истуканов и идолов и научил людей отвергать все, что примешивается к чистому вероучению религии Аллаха. Превращение определенного символа в нечто священное также недозволенно.

Но при этом следует помнить, что нововведения запрещены только в некоторых сферах — вероубеждения, нравственности и Шариата. Остальные аспекты человеческой жизни открыты для дальнейшего развития, для переосмысления, а также заимствования чужого, в том числе и не имеющего обоснования в исламских текстах, опыта и культуры.

Поэтому вполне справедливо еще раз подчеркнуть, что считать полумесяц символом Ислама необоснованно и неправильно. Но при этом использовать его в качестве символа той или иной династии, или даже страны, как это сделал султан Осман, не является запретным. В этом отношении мусульмане могут использовать любые символы, которые не противоречат Шариату.

Полумесяцы на мечетях

Изначально полумесяцы стали украшать мечети новообразованного Османского государства с одной целью — установить визуальное отличие как от христианских храмов, так и от других построек. При этом никакого сакрального смысла полумесяцам на мечетях не придавали. Использование не противоречащей принципам Ислама символики, не придавая им святости и величия, не порицается Исламом; и постепенно, с расширением Османской империи и принятия ею роли халифата, использования наверший в виде полумесяца приобрело широкое распространение.

В некоторых регионах они служат своего рода способом фиксации времени окончания строительства мечети и каждого из минаретов: фазу Луны на момент окончания строительства запечатляют в форме полумесяца, который будет венчать мечеть. Поэтому на разных мечетях полумесяц имеет разную форму, а на некоторых из них навершия имеют даже форму круга (полной Луны).

Ожидание новолуния в преддверии Рамадана и праздника Ид-аль-Фитр

Они спрашивают тебя о новолуниях.

Скажи: «Они определяют промежутки времени

для людей и хаджа» (Коран, 2:189)

Ежегодное ожидание мусульманами новолуния перед началом священного месяца Рамадан и при его завершении иногда может приобрести совсем иной смысл в глазах смотрящего иноверца, который не знает подоплеки происходящего. Некоторые из них, видя, как радуются верующие при появлении новой Луны, впоследствии считают, что мусульмане ей поклоняются.

Здесь имеет место обыкновенное недоразумение, возникшее из-за непонимания людьми иной культуры.

Ведь множество людей по всему миру ежегодно в ночь с 31 декабря на 1 января с замиранием сердца следят за стрелками часов, ожидая боя курантов. Это ознаменует для них окончание одного периода жизни и начало другого, нового, где все можно начать с чистого листа. Более того — многие люди обещают себе именно с нового года исправить какие-то свои недостатки и начать работать над собой. И некоторые даже воплощают это в жизнь. Никто из них не считает, однако, что они поклоняются курантам и обожествляют их. Куранты для них всего лишь индикатор завершения одного отрезка времени и начала следующего.

Аналогично ожидание новолуния перед началом Рамадана, а также радость от появления молодого Месяца на небосклоне — вовсе не почитание Луны, как может показаться постороннему наблюдателю. Люди просто радуются наступлению священного и благословенного месяца, на протяжении которого они смогут очистить свои души от прежних прегрешений.

Мусульмане используют лунный календарь для определения дат религиозных событий. В некоторых странах лунный календарь используется и в мирском времяисчислении; однако же большинство стран пользуется григорианским календарем в повседневной жизни.

Лунный календарь — великое благо от Всевышнего. Ведь любой человек, даже оказавшись вдали от цивилизации, может следить за ходом времени — для этого ему достаточно просто наблюдать за фазами Луны. Не нужно иметь специального образования и делать поправки на добавление дополнительного дня в высокосном году, чтобы каждый раз месяцы выпадали на одно и то же время года.

В лунном календаре один и тот же месяц проходит все времена года в рамках 33-летнего цикла, и это тоже великое благо — ведь пост в Рамадан и паломничество в Хадж выпадают на разные сезоны. Таким образом, жители той или иной страны не должны все время поститься в самую жаркую или самую холодную пору; также как и паломники совершают Хадж в разных погодных условиях.

Как принять ислам

Многие интересуются тем, как принять Ислам, какие именно слова нужно произнести, как их произносить, если человек не знает арабский язык.

Для принятия Ислама уверуйте сердцем и искренне прочитайте шахадат: «Ашhаду ан ля иляhа илля-ллаhу ва ашhаду анна Мухаммадан расулюллаhи» – «Я свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме единого Аллаха и что Мухаммад – Его посланник!» (буква «h» в данной формулировке даёт звук, как в слове «hello», а не звук русской «х»). После произнесения этих слов Вы станете мусульманином, и жизнь начинается с чистого листа, все Ваши предыдущие грехи смываются.

При этом учёные-богословы указывают на то, что если сказать другие слова со смыслом шахады этого тоже достаточно. Имам Хильми в книге «Минхаж» утверждает: «Нет разногласий в том, что вера считается действительной не только произнесением слов «Ля иляhа илля Ллаh». Если произнести «Ля иляhа г’айру Ллаh» (Нет Господа Кроме Аллаха) – это тоже является свидетельством веры». Имам Ардабили в книге «Анвар» пишет: «Считается действительным произнесение слов свидетельства о принятии Ислама на любом языке».

Если ребёнок родился в мусульманской семье то, он считается мусульманином и читать шахаду ему не обязательно.

Тому, кто хочет обучиться правильному чтению шахады, чтению суры «аль-Фатиха» и другим необходимым знаниям – двери всегда открыты в любой мечети, в любом исламском учебном заведении.

Важное примечание:

Если неверующий обратился к мусульманину с просьбой обучить его тому, как принять Ислам, следует немедля научить его чтению шахады, можно и смыслу шахады на том языке, который ему понятен. Нельзя откладывать это очень важное дело, нельзя говорить: «Пойди искупайся затем приходи…», или: «Пойди подумай хорошо, или прочитай какую то книгу, затем приходи…» – говорить такое нельзя ни в коем случае! Имам Тукаюддин Хусна в книге «Кифаятуль Ахяр» сказал: «Если человек скажет проповеднику: «Я хочу принять Ислам обучи меня чтению шахады», а тот ответит: «Присядь и подожди, пока я освобожусь», то он сразу становится неверующим».