Буддизм (2015).

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам — на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе.

Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь.

Две с половиной тысячи лет назад у Будды были уникальные возможности учить: он жил во времена расцвета цивилизации северной Индии и был окружен очень одаренными учениками. Это дало ему возможность на протяжении 45 лет показывать существам пути к полному раскрытию ума, что проявилось в многообразии данных им средств. Кангъюр — собрание собственных слов Будды, записанных после его смерти, — это 108 томов, содержащих 84 тысячи полезных наставлений. Появившиеся позднее комментарии учеников составляют еще 254 тома, каждый толщиной не менее двух сантиметров, они называются Тенгьюр. Именно из богатства методов и следует понимать последние слова Будды, которые он сказал в возрасте 80 лет, перед тем как покинуть тело: «Я могу умереть счастливо: я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони. Все, что вам полезно, я уже дал».

Как следует из этого высказывания, он дал то, что можно непосредственно применять в жизни. На вопросы, почему и чему он учит, Будда неизменно отвечал: «Я учу потому, что вы и все существа стремитесь быть счастливыми и хотите избегать боли. Я учу тому, каким все является, — вещам, как они есть». И хотя впоследствии эти поучения стали основой целого ряда школ, эти школы объединяет то, что все они, каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, нацелены на всестороннее развитие человека — осмысленное использование тела, речи и ума.

Поскольку буддийское учение многогранно и основывается на опыте, а не на вере, недостаточно ограничиться описанием его содержания. Его особенности становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями. В то же время приближаться к учению Будды стоит освободившись от слишком жестких представлений, так как полноту его мудрости невозможно описать как «то, а не это».

Религиозная литература буддистов дает указание, что после 2500 перерождений, накапливая в каждом из них положительные качества, Будда явился на землю, чтобы прервать человеческие страдания. История его рождения весьма необычна. Мать Сиддхартхи во сне увидела, как в ее бок вошел белый слон, и через некоторое время она родила очень красивого младенца с золотистой кожей. Мудрец Асита предсказал, что новорожденный свершит религиозный подвиг, но отец мальчика, повелитель племени шакья не желал, чтобы его сын избрал религиозную карьеру, поэтому окружил его всевозможными благами и роскошью, дал прекрасное образование и воспитание, ограждал Сиддхартху от теневых сторон жизни, женил его на прекрасной девушке, которая вскоре родила ему сына.

Переломный момент наступил в жизни Сиддхартхи в возрасте 33 лет, когда состоялись «четыре встречи Будды»: с дряхлым стариком, покрытым ужасными язвами больным, с погребальной процессией и медитирующим аскетом.  Первые три встречи стали для Будды серьезным потрясением, вызвавшим малоприятные мысли о неотвратимых страданиях болезни, старости и смерти, а четвертая подарила надежду на избавление от мучений и указала направление поиска.  Ради этого поиска мужчина навсегда покинул дом, семью и власть. Отец просил Будду вернуться, но тот ответил, что вернется только в том случае, если отец обеспечит ему неиссякаемое здоровье и богатство, бессмертие и вечную молодость. Семь лет изучения священных книг брахманов, отшельничества и крайнего аскетизма прошли для Сиддхартхи впустую. И только отбросив чужие премудрости, в процессе долгого и сосредоточенного размышления  он получил озарение, и нашел путь к спасению. Преодолев свои сомнения, Будда произнес свою проповедь в Оленьем парке, при которой присутствовало 5 его учеников и 2 оленя. Он провозгласил им «Четыре благородные истины», которые и составили суть его учения.

Истина 1. О страдании. «Рождение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, пребывание с немилым – страдание, недостижение желаний – страдание, и вся пятиричная привязанность к земному – страдание». Будда утверждает, что кроме естественных физиологических процессов рождения, старения, болезни и смерти страдания человека вызывает и его привязанность к земной жизни и общечеловеческая система ценностей. Наши желания губят нас, делая рабами земной жизни.

Истина 2. О происхождении страдания. «…это жажда, желания, ведущие от возрождения к возрождению…. Жажда тленности».   Перероджаться и снова страдать человека заставляют его земные желания и привязанности, а мысли и поступки, в корне которых лежат эмоции, определяют характер следующей жизни. Согласно учению Будды, только когда человек сможет воспринимать мир как нечто обьективное, но не испытывает при этом никаких эмоций и привязанностей, сможет избавиться от страданий в физическом теле. То есть, человек стареет и уимрает, потому что не способен выполнить все накопившиеся в этой жизни желания, и имеет шанс воплотить их уже в следующей жизни.

Истина 3. О преодолении страдания.полное освобождение от Тришны (желаний). Человек, освободившийся от желаний и страстей, становится архатом и достигает нирваны. Нирвана –состояние освобождения, однако не означающее бездеятельность.

Истина 4. Благородная истина о Cрединном  или Восьмеричном пути, пути, по которому может пойти каждый, и достичь спасения.

Восьмеричный путь:

1.    правильный взгляд (пали диттхи);

2.    правильный настрой (пали санкаппа);

3.    правильная речь (пали вача);

4.    правильные действия (пали камманта);

5.    правильная жизнь (пали аджива);

6.    правильные усилия (ваяма);

7.    правильное сосредоточение внимания (пали сати);

8.    правильное самадхи (пали самадхи).

После этой проповеди Будда стол ходить по индийским городам и селам, сотворяя чудеса и проповедуя свое учение, приобретая все больше и больше последователей. По легенде, Сиддхартха Шакьямуни умер в возрасте 80 лет. Лежа в позе льва он сказал своим ученикам: «Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что все созданное обречено на разрушение. Стремитесь всеми силами к спасению». Смерть Будды буддисты называют «Маха-паранирвана», то есть переход в нирвану, и ее день  (полнолуние мая) почитают так же, как его рождение или прозрение.  Будда в первую очередь говорит о насущных проблемах человека, не касаясь при этом вопросов, бесполезных с этической точки зрения, отвлекающих от действительно важных раздумий. Он подчеркивал их бессмысленность, так как для их разрешения нет достаточых возможностей.  В буддизме есть такое понятие, как 10 неразрешимых вопросов, искать ответы на которые может, по словам самого Сиддхартхи, только подобный младенцу, или жаждущий умственных забав.

Неразрешимые вопросы буддизма:

1.    Вечен ли мир?

2.    Или он не вечен?

3.    Конечен ли мир?

4.    Или он бесконечен?

5.    Отличается ли душа от тела?

6.    Тождественна ли душа с телом?

7.    Бессмертен ли познавший истину?

8.    Смертен ли он?

9.    Может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно?

10.    Будет ли он ни смертным, ни бессмертным?

32 признака Будды

руки и ноги округленные;

ноги красивой постановки;

пальцы на руках с перепонками;

руки и ноги мягкие, как у младенца;

семь главных частей тела выпуклы;

пальцы рук длинные;

пятки широкие;

тело массивное и прямое;

колени ног не выдающиеся;

волосы на теле направлены вверх;

голени как у антилопы;

длинные руки красивы;

половые органы скрыты;

кожа золотистого цвета;

тонкая кожа нежна;

каждый волос завит в правую сторону;

украшен пучком волос между бровями (урна);

верхняя часть тела как у льва;

плечи спереди округлые;

плечи широкие;

неприятный вкус превращает в приятный;

пропорционален, как дерево нъягродха;

на его темени возвышение — ушниша;

длинный язык красив;

голос подобен голосу Брахмы;

щеки как у льва;

очень белые зубы;

ровные зубы;

плотно прилегающие зубы;

сорок зубов;

глаза подобны сапфиру;

ресницы глаз наилучшие;

Источником вероучения буддизма служат канонические тексты, сложившиеся еще в первые века его появления, но самым авторитетным для всех направлений буддизма является собрание «Типитака» (Три корзины учений). Нынешний уточненный вариант Типитаки был утвержден в 1871 году на 5 буддийском соборе, затем был вырезан на 729 мраморных плитах. Для каждой плиты был построен отдельный белый храм небольших размеров, а вместе они образовали священный буддийский городок-библиотеку  Кутодо.

Типитака делится на три части:

1.    Винаяпитака (корзина устава) состоит из разделов Сутта-вибханга, Кхандхаки, Паривара, содержит дисциплинарный кодекс буддистов, перечисление их 227 вероятных ошибок, ряд исторических рассказов и свидетельств, иллюстрирующих правила поведения.

2.    Суттапитака (корзина поучений) состоит из книг Дихга-никая (о моральных ценностях и философии буддизма и последних днях Сиддхартхи Шакьямуни), Маджджихима-никая (152 сутры о принципах буддизма), Самъютта-никая(повествование о начале движения «Колеса закона» и Бенаресская проповедь  Будды), Агуттара-никая (2300 сутр), Кхуддака-никая (сборник гимнов, стихов и афоризмов Будды и его последователей, жизнеописание Шакьямуни). В последней из книг содержится Дхаммапада – своеобразная Библия буддистов, содержащая более 400 поучений Будды.

3.    Абхидхаммапитака (корзина объяснения учения) состоит из книг Джаммасангани, Вибханга, Каттхаваттху, Пуггала-паньнятти, Дхатукаттха, Ямака, Паттханаппа-карана. Все они посвящены этико-психологическим проблемам, типизации человека.

Буддизм, как любая религия, делится на несколько течений. Во-первых, следует упомянуть, что буддизм делится на теоретический (схоластический) и простонародный (вульгарный).  Вульгарный буддизм – это буддийские верования, распространенные вне монастырских стен среди простого населения.

В течение первых трехсот-четырехсот лет появилось около двух десятков школ, которые и до сих пор делятся на 2 направления: хинаяну (малую колесницу)  и махаяну(великую колесницу). Эти термины придумали приверженцы махаяны, считающие себя последователями учения Будды, идущими Великим путем. Те, кто следует Хинаяне, называют свое учение Тхеравада, и считают Махаяну вторичным искажением истинного учения Будды, которое они нерушимо хранят вот уже столько лет.

Согласно Хинаяне, Будда до своего пробуждения был простым человеком, скопившим в течение множества жизней различные добродетели, но после пробуждения приобрел нечеловеческую природу Будды, достигнув просвещения и получив освобождение от сансары.

Последователи Тхеравады считают, что достичь нирваны и стать архатом может только монах, поскольку психопрактики, оставленные Сиддхартхой, могут практиковаться только в монастырских стенах. Остальные же люди должны заботиться о своей карме, и ожидать того перерождения, когда придет их очередь стать монахами. Поэтому тхеравадины не занимались проповеднической деятельностью, и не стремились к массовому вовлечению мирян в жизнь сангхи. Основой хинаяны является понятие о проявленном и непроявленном бытиях. Собственное «Я» и окружающий мир являются непостоянными, ненастоящими, тогда как дхарма реальна. Последователи «Малой колесницы» отрицают душу как отдельную духовную сущность. Главенствующая идея хинаяны – самосовершенствование как независимое развитие личности. В школах этой традиции существует практика индивидуального освобождения, которая подразумевает освобождение скрытой индивидуальности человека. Идеал совершенной личности в хинаяне – архат, человек, достигший совершенства самостоятельно, но не заботящийся об идеальности других. Будда в хинаяне – пример, объект подражания, учитель совершенства. Поклонение Будде или обращение к нему с просьбами считается бессмысленным, поскольку ушедший в нирвану Будда недоступен нашему миру и наш мир для него не существует. Тхеравада не имеет сложной религиозной иерархии и структуры, или сложного культа.

Хинаяна широко распространена в странах, чья культура формировалась под влиянием Индии, то есть, в странах южной и юго-восточной Азии, а до появления ислама успешно конкурировала с зороастризмом в странах Ценральной Азии.

Махаяна (Великая колесница) – это более распространенное направление буддизма, смысл которого заключается в ассимиляции понятия «Я» и «не Я». Последователь Махаяны не делает отличий между «собой» и «остальными», воспринимая себя, как часть других существ и других существ, как часть себя. Следовательно, только спасение всех существ есть спасение себя. Идеалом, познавшим истину, считается бодхисатва – достигший нирваны, но оставшийся в цепи перерождений для оказания помощи другим. Она включает в себя Сутру и Тантру. Письменные упоминания о Великой колеснице встречаются в трех сутрах «Сутра Лотоса благого Закона», «Сутра видения Чистой Земли», «Сутра Совершенной Мудрости».

«Сутра Лотоса благого Закона» говорит о трех путях спасения, названных Буддой, и ведущих к достижению просветления. Это:

путь ученика, в идеале – превращение в архата;

путь личного спасения;

путь помощи другим.

В этой сутре Будда представлен, как космическое существо, не знающее временных и пространственных границ, окруженное другими просветленными. Здесь же находится учение о «космическом теле Будды», а путь бодхисатвы признается выше остальных. Ряд школ махаяны признает «Сутру Лотоса» не только источником истины, но и объектом поклонения. Каждый, кто ее проповедует и слушает, обретает множество заслуг.

«Сутра видения Чистой Земли». Герой сутры, монах Дхармакара, дал обеты, в дальнейшем ставшие своеобразным кодексом бодхисатвы, и описал Чистую Землю – рай, созданный им в течение многих лет своей деятельности. Рай находится в западной части космической сферы, здесь, среди прекрасных дворцов и природы, бодхисатвы достигают нирваны. Дхармакара стал прообразом Будды Амитабхи (Будды беспредельного света), культ которого возник в махаяне.

«Сутра Совершенной мудрости» излагает высшую мудрость Будды, бодхисатв и трансцедентных будд, суть которой заключается в понимании отсутствия личности, как сталой единицы. Человеческое «Я» не существует, оно – всего лишь временная непостоянная совокупность энергетических процессов, то же самое можно сказать и обо всем материальном мире. Истинная мудрость заключается в понимании «пустоты» личности и мира, а также в растворении личности с целью обьединения с великим и всеохватывающим потоком жизни, чтобы испытать блаженство, будучи его маленькой частичкой.

Махаяна получила более широкую популярность, чем хинаяна. Одной из причин является ее большая культовость и ритуальность. Например, последователи Тхеравады признают только реликвии, связанные с Буддой Шакьямуни (его прах, зуб, его вещи, тень и след Будды, места рождения и смертей Сиддхартхи), а у последователей махаяны их в сотни, а то и в тысячи раз больше (кроме вышеуказанного, вещи и фрагменты тел монахов, бодхисаттв, живых святых и богов).  Вот лишь краткий список почитаемых последователями махаяны божеств:

Будды.

Бодхисаттвы.

Архаты.

Идамы.

Дакини.

Дхармапалы.

Божества пробуддицских культов.

Покровители населенных пунктов и природных объектов.

На ряду с остальными,  одной из центральных фигур культа становится монах, кроме сверхспособностей (как и в хинаяне) ему теперь приписывали  особую близость к божеству, а в некоторых случаях монахов считали воплощение божества.

Махаяна расцвела в Индии, в середине первого тысячелетия нашей эры. Затем она получила распространение в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири.  Из махаяны появились такие течения, как Ваджраяна (буддистский тантризм), японский синтоизм, даосизм и Дзен в Китае. Дзен  (от санскрит. дхьяна –  медитация),  получила свое название из за многочасовых медитативных практик монхов, лежащих в основе учения школы. Прародителем Дзен-буддизма считается монах Бодхидхарма, который прибыл в Китай и основал там легендарный монастырь Шаолинь, где изучали боевое искусство кунг-фу.

Тхеравада

•    Школы раннего буддизма

o    Вайбхашика

o    Саутрантика

Махаяна

o    Чань (Дзэн)

o    Йогачара

o    Мадхъямика

o    Тяньтай/Тэндай и Нитирэнизм

o    Амитоизм и Амидаизм

o    Хуаянь/Кэгон

Ваджраяна

o    Тибетские школы

?    Ньингма

?    Сакья

?    Кагью

?    Джонанг

?    Гэлуг

?    Сингон (японская школа)

Буддизм очень популярен, и с появлением современных авторов лишь набирает популярность. В наше время буддизм исповедует от 200 до 600 млн.человек (по оценкам различных источников).

Интересные факты о Буддизме

В штате Мон в Мьянме, находится знаменитая буддистская святыня и место паломничества — Пагода Чайттийо, также известная как Золотой камень. По утверждениям верующих, камень был помещён на скалу двумя натами (бирманскими духами) около 2500 лет назад.

Глыба, высотой 5,5 метра, нависает прямо над пропастью и, кажется, вот-вот упадёт вниз. Считается, что она не падает из-за того, что здесь хранится волос Будды. По легенде более 2500 лет назад один только что посвящённый монах получил волос Будды, он искал место, где бы его можно было хранить, нося в это время волос Будды в своих волосах. Однажды он наткнулся на огромный валун, который походил на его голову, на котором он и решил построить пагоду для хранения полученной святыни. Считается, что этими волосами Будды камень и привязан к небу. К этому месту ежегодно приходит огромное количество паломников, особенно в последний месяц бирманского года — Табанг (март).

У входа на площадку, где стоит камень, продают пластинки с сусальным золотом. Многочисленные паломники и монахи старательно наносят его на камень, молятся и отбивают поклоны. Со стороны подхода слоев золота уже так много, что камень покрыт «бугорками», напоминающими нарывы или «гусиную кожу».

Женщин не пускают к святыне ближе, чем на 10 м. Наверное, боятся, что если женщин пустить, они камень уронят в пропасть. Мужчины же могут проходить к камню свободно, наравне с местными. Можно к камню прикасаться, заглядывать под него, фотографировать — эти действия у бирманцев неодобрения не вызовут. Наиболее любопытным мужчинам-иностранцам местные паломники даже предлагают вместе потолкать камень, чтобы те смогли лично убедиться в том, что камень «вибрирует», если его раскачивать, но при этом «чудесным образом» до сих пор ещё не свалился в пропасть. Раскачать камень вполне могут и двое мужчин.

Амплитуда качения глазу незаметна, но вставленные щепочки между глыбой и подножьем, пружинят и изгибаются. Ещё камнем можно орехи колоть, по сто штук за раз, но хлопотно это. В общем, стоит он себе, обклеенный золотом, покачивается и впечатляет буддистов и заезжих туристов.