Христианство (2015).

Зарождение  христианства  произошло в 1 веке нашей эры, в Иудее, позже, получив распространение и в остальных провинциях Римской империи.  Свои истоки эта религия берет из иудаизма, трудов Сократа и Платона. От иудаизма христианству достался Ветхий Завет Библии, соответственно, заповеди, данные Моисею, версия сотворения мира и человека, почитание единого бога (монотеизм). С появлением христианства появляется идея триединого бога: бога – святого духа, бога — отца и бога-сына, Иисуса Христа – Мессии. Само слово Мессия в переводе с древнееврейского обозначает «помазанник», «помазанный на царство», то есть, избранный, законный царь. Мессия – это Сверхчеловек, пришедший на Землю для спасения человечества и избавления его от грехов. Его миссия – создать царство божье. Сейчас, понятие «царство божье» рассматривается исключительно в духовном аспекте, а две тысячи лет тому назад было вполне политическим понятием. Евреи верили, что Мессия – это посланный Богом царь, правитель, который при- ведет их страну к независимости. Особенно горячо верили в «политического Мессию» зилоты — религиозная организация с националистической ориентацией, желающая избавить Иудею от римской оккупации. Разумеется, в первые  годы своего существования христианство было гонимым, но уже через два века стало главенствующей религией Римской империи и подвластных ей территорий, а вскоре, его экспансия распространилась в странах Евразии.  Почему же христианство стало пользоваться такой популярностью?  Первой причиной стала идейно-нравственная актуальность новой религии.  Людям нравилось верить в наступление всеобщей благодати и равенства, которые обещал Иисус, а через некоторое время правители поняли, что управлять смиренными и покорными христианами проще, чем язычниками. Вторая причина – идейный вдохновитель с ярко выраженной личностью, поступки которого не расходились с его учением.

Рассмотрим историю христианской церкви.

1. Доникейский период. (1 – начало 4 века).  Его конец ознаменован Первым Никейским (Вселенским) собором.

2. Период Вселенских соборов. (4 – 8 века). Период характеризируется массовой христианизацией язычников, что приводит к расцвету различного рода ересей. Естественно, церковь не одобряет подобного явления, и на Вселенских соборах формирует и раскрывает  ряд догматов для преодоления ересей и разногласий между верующими. Аскетичные христиане, предпочитая держаться подальше от этих смут, и уходят в отдаленные от цивилизации места. Так в 4 веке появляются первые монастыри.        Вселенские соборы – это  собрания, созванные от имени всей церкви для разрешения догма- тических разногласий.    Вселенская Православная Церковь признает только семь первых Вселенсеих Соборов, и исповедует Себя Церковью семи Вселенских Соборов. Восточные Православные Церкви не приняли ни одного собора, начиная от IV-го, Халкидонского. Западная Римско-Католическая Церковь продолжает работу над своими догматами и собрала уже 21 Собор (последние 14 Соборов все также называются Вселенскими). Протестантские конфессии вообще не признают Вселенских Соборов.  Остановимся на описании основных семи Вселенских соборов.

I-й Вселенский (I Никейский) Собор (325г.). был созван Константином Великим для осуждения ереси Александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий есть только высшее творение Отца и называется Сыном не по существу, а по усыновлению. 318 епископов Собора осудили это учение как ересь и утвердили истину о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. Они также составили первые семь членов Символа веры и зафиксировали преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).

II-й Вселенский (I Константиропольский) Собор (381г.) завершил формирование Тринитарного догмата. Он был созван св. имп. Феодосием Великим для окончательного осуждения различных последователей Ария, в том числе духоборцев-македонян, которые отвергали Божество Святого Духа, считая Его творением Сына. 150 восточных епископов утвердили истину о единосущии Святого Духа «от Отца исходящего» со Отцом и Сыном, составили пять остальных членов Символа веры и зафиксировали преимущество Константинопольского епископа как второго по чести после Римского — «потому что город сей есть второй Рим» (3-й канон).

III-й Вселенский (I Эфесский) Собор (431г.) открыл эпоху христологических споров (о Лице Иисуса Христа). Он был созван для осуждения ереси Константинопольского епископа Нестория, который учил, что Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с которым Бог впоследствии соединился нравственно и благодатно обитал в Нём, как в храме. Таким образом, Божественная и человеческая природы во Христе оставались разделенными. 200 епископов Собора утвердили истину о том, что обе природы во Христе соединены в одно Богочеловеческое Лицо (Ипостась).

IV-й Вселенский (Халкидонский) Собор (451г.) был созван для осуждения ереси Константинопольского архимандрита Евтихия, который, отрицая несторианство, впал в противоположную крайность и стал учить о полном слиянии Божественной и человеческой природы во Христе.

V-й Вселенский (II Константинопольский) Собор (553г.) был созван св. императором Юстинианом I для умиротворения возникших ересей. Монофизиты обвиняли приверженцев Халкидонского Собора в скрытом несторианстве и в подтверждение этого ссылались на трёх сирийских епископов (Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Иву Эдесского), в писаниях которых действительно звучали несторианские мнения. Для того чтобы облегчить присоединение монофизитов к Православию, Собор осудил заблуждения трёх учителей («трёх глав»), а также заблуждения Оригена.

VI-й Вселенский (III Константинопольский) Собор (680-681гг; 692г.) был созван для осуждения ереси монофелитов, которые, хотя и признавали в Иисусе Христе две природы, но объединяли их одной Божественной волей. Собор 170-ти епископов утвердил истину о том, что Иисус Христос, как истинный Бог и истинный Человек имеет две воли, но его человеческая воля не противна, а покорна Божественной. Таким образом, было завершено раскрытие Христологического догмата.

Прямым продолжением этого Собора стал т.н. Трулльский Собор, созванный через 11 лет в Трулльских палатах царского дворца для утверждения сложившегося канонического кодекса. Его называют также «Пято-Шестым», подразумевая, что он восполнил в каноническом отношении деяния V-го и VI-го Вселенских Соборов.

VII-й Вселенский (II Никейский) Собор (787г.) был созван императрицей Ириной для осуждения т.н. иконоборческой ереси — последней императорской ереси, которая отвергала иконопочитание как идолопоклонство. Собор раскрыл догматическую сущность иконы и утвердил обязательность иконопочитания.

3. 9-11 век. Внутри церкви все больше и больше противоречий и  разногласий. Логичным завершением этих явлений в 1054 году стал окончательный раскол церкви , именуемый Схизмой. Узнав, что в принадлежащих Византии землях в Северной Италии греческий обряд подвергается вытеснению, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе, выдвинув требование признать себя равным Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом. Вскоре он умер, поэтому в Константинополь отправилась папская делегация. Патриарх и глава делегации епископ Гумберт не достигли понимания, в итоге 16 июля 1054 года патриарху и его последователям  было обьявлено анафему. Михаил Керуларий ответил анафемой на всё посольство. Такое в этот пе- риод случалось довольно часто, поэтому Великую Схизму долго не воспринимали всерьез, однако, она стала окончательной точкой раскола христианства на православие и католицизм.

3. Период после Вселенских Соборов. (9 — 21 века)  У католиков делится на две части: Средневековый  период после Вселенских Соборов(9 — 13 века) и Период возрождения нового времени. (13 — 21 века).

Для православной церкви этот период не ознаменован практически ничем особым, кроме нескольких церковных Уний, а вот в Западном Христианстве произошло сверхважное событие: Реформация.  Мартин Лютер восстал против церковных порядков с индульгенциями, почитанием множества святых,  показательному и бездушному служению ритуалов, стремился очистить религию от существующей в ней коммерции.

В наше время  христианство можно разделить на три конфессии:

Католицизм. В отличие от привычных нам православных церквей, римский католицизм впечатляет прежде всего единством и постоянством. Их постоянный центр – Ватикан, единственный глава – Папа Римский. Особенности католической веры: развитие Тринитарного догмата в том смысле, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына, догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, догмат о чистилище. Католические священники  дают обет безбрачия (целибат). В наше время службы ведутся на различных языках, но все-же, официальным языком  католической церкви считается латынь, а официально утвержденный текст Библии – латиноязычная Вульгата.

Также следует заметить, что единство католической церкви — это не только сильная, но и гибкая доктрина. Она позволяет образовывать унии с различными конфессиями, которые, принимая руководство Католической Церкви, сохраняют традиционную для себя практику богослужения. В качестве примера можно привести современную Украинскую греко-католическую церковь, которая является наследницей Брестской Унии 1596 г. Другой пример: католические церкви восточного обряда, отколовшиеся от различных направлений восточного христианства.

Православие – это совокупность церквей со схожими обрядами и догматами, однако, между ними нет единства. Всего существует 15 автокефальных церквей, которые формально равны, но все же на роль лидера раньше претендовал Константинополь, ныне – Москва. Православие не имеет таких помпезных обрядов, как католицизм, но оно в большей степени сохранило экстатический  мистицизм ранних церквей, их искреннее стремление к богу. Протестантизм  является последствием Реформации Мартина Лютера. Он основывается на отказе от почитания множества святых и религиозных артефактов, отрицает догматы, принятые Вселенскими соборами, и признает только Библию, как источник вероучения. Однако, трактовка Библии у различных направлений протестантизма весьма разнообразна и достаточно произвольна. Вот далеко не полный перечень направлений протестантизма:

Адвентисты Седьмого Дня

Адвентисты-реформисты

Англиканство

Баптизм

Евангельские христиане

Кальвинизм

Квакеры

Лютеранство

Меннонитство

Методизм

Пресвитерианство

Пятидесятничество

Харизматические течения (неопятидесятничество)

Основны мировоззрения христианина – это десять  заповедей, данных Моисею на горе Синай, а также, девять заповедей блаженства, провозглашенных Иисусом во время Нагорной проповеди, упомянутые в Евангелии от Матфея.

1. Блаженны  нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5. Блаженны  милостивые,  ибо  они   помилованы будут.

6. Блаженны  чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7. Блаженны    миротворцы  (в  ранних славянских текстах — смиряющиеся), ибо они будут наречены сынами Божиими.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

В Евангелие от Луки также упоминаются эти заповеди, однако, построены они в форме «заповедей блаженства» и «заповедей горя».

Заповеди блаженства

1.  Блаженны нищие, ибо ваше Царство Божие.

2. Блаженны алчущие ныне, ибо вы будете насыщены.

3.  Блаженны плачущие ныне, ибо вы посмеетесь.

4. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, когда отлучат вас, и оклевещут, и подвергнут имя ваше бесчестию из-за Сына Человеческого; радуйтесь в тот день и ликуйте, ибо вот, велика награда ваша на небе!

Заповеди горя

1.  Горе вам, богатые,  ибо вы  уже получили свое утешение.

2.  Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете.

3.  Горе  вам,  смеющиеся  ныне, ибо  восплачете  и возрыдаете.

4.   Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Безусловно, больше  всего  негодования  у противников христианского мировоззрения вызывает заповедь «Блаженны нищие духом…». Вряд ли мы достоверно узнаем, что имел в виду автор этих слов, поскольку в виду многочисленных переводов Библия утратила значительную долю автентичности. Христиане так трактуют это понятие: «нищий духом – это человек, осознающий свое несовершенство, смиренный, лишенный гордыни, отвлеченных умствований. Как говорил Сократ, «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». По мнению Иоанна Златоуста, нищие духом – это смиренные и сокрушённые. Некоторые считают, что это понятие обозначает людей,  испытывающих нехватку  в духовном плане, те, кто просит у бога духовности, как нищий милостыню. По трактованию А. Бергсона, блаженны нищие «по велению своего духа», то есть, отказавшиеся от материальных ценностей, при этом не почувствовав горечь потери. «Прекрасное не в том, чтобы быть лишенным собственности, и даже не в том, чтобы самому себя лишить ее, а в том, чтобы не почувствовать лишения». Такое трактование находит подтверждение при изучении семантики Кумранских свитков. Как бы там ни было, оставим вопрос понимания значения первой заповеди блаженства личным делом каждого.

Десять заповедей (Закон божий, Декагог). Встречаются в Ветхом Завете дважды: в книге Второ- закония и в книге Исход.

Десять заповедей (Втор. 5:6-21)

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи (родов) любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказа- ния того, кто употребляет имя Его напрасно.

4. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему. Не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.

5. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6.  Не убивай.

7.  Не прелюбодействуй.

8.  Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

Кроме десяти заповедей в книге Исход на- ходится свод правил еврейской жизни. Неко- торые из этих правил явно портят «имидж» бога, как интернационального воплощения абсолютной любви и милости.

Текст из книги Исход

И сказал [Господь Моисею]: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя.

Сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, [Гергесеев] и Иевусеев;

Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас.

Жертвенники  их  разрушьте,  столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их.

Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа, потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель.

Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их.

И не бери из дочерей  их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.

Не делай себе богов литых.

Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.

Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец;

Первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками.

Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.

И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года.

Три раза  в году  должен являться  весь мужеский пол твой пред лицем Владыки, Господа Бога Израилева.

Ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лицем Господа Бога твоего три раза в году.

Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.

Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Не вари козлёнка в молоке матери его.

И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем.

И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал Моисей на скрижалях слова завета, десятисловие.

Нельзя обойти вниманием такое понятие, как семь смертных грехов, хотя они и не являются христианскими догмами, однако, дают понять, за что человек может оказаться в Аду или в  Чистилище (у католиков).  Истоки определения смертных грехов следует искать в размышлениях Евагрия Понтийского, но хорошо известный нам список утвердил в 590 году папа Григорий Великий. В списке оказались:

1. luxuria (похоть)

2. gula (обжорство)

3. avaritia (алчность)

4. acedia (уныние)

5. ira (гнев)

6. invidia (зависть)

7. superbia (гордыня)

В дальнейшем, концепция смертных грехов получила известность благодаря папе Григорию 1, Данте Алигьери и Фоме Аквинскому. Каждый может согласиться или не согласиться с этим списком, но стоит отметить, что достаточно сложно уловить ту грань, за которой, к примеру, стремление к материальному благополучию переходит в алчность, грусть в уныние, ведь у всех свое представление о необходимом минимальном достатке и депрессивных состояниях.   Сложно уловить, когда происходит переход от нормальной реакции человека на те или иные события и от нормальной физиологической потребности до греха, и есть ли эта грань вообще? Пусть каждый решает для себя сам.

Неотьемлемой частью христианской церкви являются таинства. Таковыми являются:

Крещение (инииация в христианскую традицию);

Евхаристия, или причащение (употребеление хлеба и вина, как плоти и крови Христа);

Православие и католицизм, в отличие от протестанства, признают еще пять таинств. Это:

Миропомазание (как завершение водного крещения);

Исповедь (покаяние в своих грехах  перед Богом в присутствии священнослужителя с последующим отпущением грехов);

Рукоположение или ординация (возведение в духовный сан);

Венчание (мистическое благословение брака);

Соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела больного).

Священная книга христианства – Библия. Современная Библия состоит из Нового и Ветхого Завета, которые, в свою очередь, тоже разделены на несколько групп.

Новый Завет (27 книг):

1. Новозаветная история (От Матфея, От Марка, От Луки, От Иоанна, Деяния)

2. Послания (Римлянам, 1-е коринфинянам, 2-е коринфинянам, Галатам, Ефесянам, Филлипийцам, Колоссянам, 1-е Фессалоникийцам, 2-е Фессалоникийцам, 1-е Тимофею, 2-е Тимофею, Титу, Филимону, Евреям, Иакова, 1-е Петра, 2-е Петра, 1-е Иоанна, 2-е Иоанна, 3-е Иоанна, Иуды).

3. Откровение (Апокалипсис).

Ветхий завет. Если с Новым Заветом все отно- сительно просто, то в различных вариантах Библии он отличается. Например, в Библии протестантов он состоит из 39 книг, а в Библии православных и католиков, кроме  39   канонических  есть еще 11 второканонических  книг,  так называемых   апокрифов.   Причина  такого несовпадения в том, что авторы   греческого перевода включили в состав книги, не считающиеся   каноническими    в иудаизме.   Их  примеру последовал    и  автор  латинского   перевода    Библии Иероним,    и  все  последующие    католические и  православные   переводчики.    Протестантский канон  восходит к   древнееврейскому Ветхому  Завету,  содержащему    всего    39 книг.

Книги  Ветхого Завета:

1. Закон (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие).

2. Исторические книги  (Иисуса Навина, Судей, Руфь,  1-я Царств, 2-я Царств, 3-я Царств, 4-я Царств, 1-я Паралипоменон, 2-я Паралипоменон, Ездры, Неемии, Эсфирь).

3. Книги премудрости (Иова, Псалтырь, Притчей Екклесиаста, Песнь Песней).

4. Пророческие книги (Исайя, Иеремия, Плач Иеремии, Иезекииль, Даниил, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия).

5. Второканонические книги (2-я Ездры, 3-я Ездры, Товита, Иудифи, Премудрости Соломона,  Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Пророка Варуха, 1-я Маккавейская, 2-я Маккавейская, 3-я Маккавейская).

История перевода Библии заслуживает отдельного внимания.  В 3 веке до н.э. уже существовал Ветхий Завет на греческом языке, именуемый Септуагинта. Новый Завет стали переводить на латинский язык (официальный язык Римской империи) вскоре после его написания. В 384 году н.э. папа Дамас поручил это ответственное дело своему секретарю Иерониму. Латинский вариант Библии под названием Вульгата до сих пор является официально принятым текстом  Писания в Римской Католической Церкви. Во втором веке была начата работа над  Пешиттой – сирийским переводом, который до сих пор используется при богослужениях несториан в Сирии, Иране, Индии и других странах.  В Египте, церковь изначально пользовалась греческим языком, но с проникновением новой религии в южные районы страны появилась необходимоть египетского (коптского) перевода, который также, до сих пор, используется верующими.

Новый виток в распространении христианства начался после обращения императора Константина в христианство (312 год), следовательно, потребовались новые переводы Библии. Для готов ее перевел миссионер-переводчик Ульфила. Язык уже давно вышел из употребления, а рукопись сохранилась до наших дней.  Хотя Грузия и Армения одними из первых признали христианство государственной религией, собственный перевод Ветхого и Нового Завета они получили только в 5 веке. В это же время появляется и эфиопский перевод Библии. В 640 году несколько сирийских миссионеров создали китайский вариант Библии для императора Ли Ши-миня. В седьмом веке кельтами была создана одна из самых хорошо сохранившихся рукописей – «Линдисфарнское Евангелие».  Примерно в 700 году в Англии епископ Альдхельм перевел Псалтырь на англо- саксонский, в это же время английский историк Беда Достопочтенный, видя, что священники в силу плохого образования не могут читать Библию на латыни, занялся ее переводом для своих соотечественнеков, но умер, не успев завершить начатое. Ни его труд, ни Альдхельма до наших дней  не сохранились. 758 годом датируется перевод Евангелия от Матфея на франкский (один из древнегерманских языков). В то время часто переводились отдельные фрагменты Писания. Напри- мер, благодаря королю Альфреду появились фрагменты книги Исход, Псалтырь и Деяния Апостолов на англо- саксонском.  В этом же веке появилась Библия на арабском, хотя христианство рас- пространилось в Аравии уже в 4 веке. В 9 веке благодаря братьям Кириллу и Мефодию появилась Старославянская Библия для народов Болгарии, Моравии, Сербии и Руси.  Для записи текста Кирилл изобрел новый алфавит – «глаголицу», и перевел Новый Завет и часть Ветхого. Работу завершил его брат с учениками. Кирилло-Мефодиевский перевод лежит в основе сегодняшнего церковно-славянского текста, принятого Русской православной Церковью.

Средневековье принесло с собой несколько совершенно новых переводовов: короля Якоба, М. Лютера,  и мн. другие.

Крест  в  христианстве

Крест имеет уникальное значение по своему мистическому происхождению и магическому применению. Для христиан он символизирует собой крест, на котором Иисус был распят и к которому были пригвождены его руки и ноги.

Христиане настойчиво утверждают, что крест принадлежность исключительно христианства и не имеет предшественников ни в одной из религий. Вопреки этому, слова Иезекииля ) наводят на мысль о том, что и в дохристианскую эпоху у иудеев знак креста был известным символом, отгонявшим злых духов. У древних евреев знак имел наклонную форму, но в более поздних культах он изменился, приобретя нынешний перпендикулярный вид). В Ветхом Завете рассказывается, что пророк Моисей приказал своему народу защищаться от злых духов, рисуя кровью кресты на дверях . Леви отмечает: «Знак креста, принятый христианами, не принадлежит исключительно им. Это каббалистический знак, представляющий противоположности и четвертичное равновесие элементов» .

Митраизм, давший христианству большую часть его догматов, также имел крест в качестве священного символа. Проф. В. Келли Райт говорит: «Знак креста наносился на лбы новообращенных мигрантов раскаленным докрасна железом для испытания их мужества и оставлял нестираемую память об их клятве»). Таким образом, задолго до того, как эта эмблема стала христианским символом, она была популярна как знак опознания в различных солнцепоклоннических культах, особенно среди неофитов . Кроме того, образный крест также был известен как символ мужского полового органа в различных культах с сексуальными табу. Эдвард Карпентер отмечает в связи с этим:

«Хорошо известный Т-образный крест использовался в языческих странах как изображение мужского члена, а также дерева, на котором бог (Аттис, Адонис, Кришна) был распят».

Даже сегодня древний египетский крест, выставленный в муниципальном музее Александрии, является монументальным свидетельством дохристианского происхождения данного символа. В Европе и Америке египетский знак креста или жизни («Анх») носят как модное украшение под названием cruxansata (крест с ручкой). Среди археологических находок представляет интерес выставленная в музее — золотая корона принцессы из рода Тутенхам, украшенная четырьмя крестами, точно такими же, как современные христианские кресты. Еще один дохристианский крест найден в Ирландии . Это митраистический крест, добавивший еще одно перо к шляпе митраизма, внесшего вклад в христианство даже в отношении его символов. Rationalist Encyclopaedia упоминает, что различные формы крестов находят по всему миру — известны египетские, мексиканские, греческие, латинские, кельтские кресты. Имеется коллекция крестов и в Бесплатной Ливерпульской библиотеке .

Крест никогда не был священным символом у ранних христиан и не нашел, естественно, места в списке священных атрибутов, составленных таким отцом церкви как Св. Клементий. Наоборот, он считался символом посрамления, поругания . Только в IV в. он был признан священным, по настоянию императора Константина, увидевшего его, как повествуют, в состоянии транса . Лишь на этой стадии, когда была признана Божественность Иисуса и придано особое значение его распятию, крест утвердился в христианстве как священный символ искупления.

На  сегодняшний  день, христианство, безусловно, яв- ляется самой распространен- ной религией в мире, и за счет миссионерской деятельности приобретает все больше и больше последователей. К сожалению, очень часто эту чис- тую, по сути своей, религию, используют для  грязных денежных спекуляций, лишая доверчивую паству иногда последнего. Что ж, пожелаем напоследок руководствоваться чистым сердцем, но трезвым разумом.

Интересные факты о христианстве

Первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии, стала Армения.

Молитва «Господи, помилуй!» на греческом языке произносится как «Кирие Элейсон». Когда христианство появилось на Руси из Византии, все богослужения проходили именно на греческом, что было непонятно простым людям. Особо часто повторяемая фраза «Кирие Элейсон» трансформировалась народом в слово «куролесить» в значении «делать что-то бессмысленное и загадочное». Позже смысл этого слова изменился, и сейчас оно означает «озорничать, проказничать».

До 1983 года в католической церкви существовала специальная должность — адвокат дьявола. Работа этого человека заключалась в том, чтобы собрать все возможные аргументы против канонизации очередного праведника-кандидата. В противовес адвокату дьявола существовала и другая должность — защитник бога, функции которого были противоположны. В современном языке термин «адвокат дьявола» часто употребляется для обозначения людей, которые защищают позицию, которой сами не придерживаются.

Мать Тереза, посвятившая свою жизнь служению бедным и больным людям и получившая за это Нобелевскую премию мира, неоднократно признавалась в своих сомнениях по поводу веры и даже в полном её отсутствии на протяжении 50 последних лет жизни. Тем не менее, после смерти она была причислена католической церковью к лику блаженных.

Самая большая церковь в мире Нотр-Дам-де-ла-Пэ находится в городе Ямусукро, столице африканского государства Кот-д’Ивуар. Она была построена по подобию Собора Святого Петра в Риме с 1985 по 1989 годы. При этом мусульман в Кот-д’Ивуаре больше, чем христиан.

Карнавал в католических странах — это, по сути, прямой аналог Масленицы. И то, и другое празднуются перед Великим Постом и были в своё время адаптированы церквями из народных языческих праздников. А само слово «Карнавал», по одной из версий, означает «Прощай, мясо» (от латинского ‘carne vale’).

В истории известно немало случаев, когда после захвата территорий одного государства армией государства с другой религией мечети переделывались в соборы и наоборот. В частности, это произошло со знаменитым Собором Святой Софии в Константинополе, который в 1453 году был завоёван Османской империей — к собору пристроили четыре минарета, и он стал мечетью Айя-София. Так продолжалось до 1935 года, пока турецкий президент и реформатор Кемаль Ататюрк не превратил своим указом мечеть в музей, в каком статусе Святая София пребывает по сей день. Примечательно, что это единственный в странах с преобладающим исламским населением случай, когда широко известную мечеть лишили религиозного статуса.

В Африке тоже есть христиане. Разумеется, они считают, что Иисус был негром.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме разделён между шестью христианскими конфессиями: католической, греко-православной, армянской, коптской, эфиопской и сирийской. За конфессиями закреплены разные части комплекса, но некоторые используются по очереди, например, кувуклия, где служится литургия на самом Гробе Господнем. Исторически такое деление нередко было причиной конфликтов между конфессиями, поэтому с 12 века и по сей день ключи от храма хранятся в арабо-мусульманской семье Джуда, а право каждый день открывать и закрывать храм закреплено за другой арабской семьёй Нусейбе.

Религиозные евреи стараются избегать христианской символики и вообще знаков, похожих на крест. Например, ученики некоторых израильских школ вместо знака «плюс» пишут знак, повторяющий перевёрнутую букву «т».

Некоторые паломники, приезжая в Иерусалим, под действием психического расстройства начинают вести себя как святые или пророки, будто они наделены божественными силами. Для такого поведения есть даже специальный термин — Иерусалимский синдром, и проявляется он у людей самых разных вероисповеданий — христиан, иудеев, мусульман. По статистике, Иерусалимский синдром наблюдается в среднем у 100 паломников за год, из которых 40 попадают в местную психиатрическую больницу.

Изображение Бога-отца было запрещено Большим Московским Собором еще в XVII веке на том основании, что бога «никто же виде когда во плоти». Тем не менее «запретных» икон и фресок полным полно в православных храмах.

Когда римляне приняли христианство, они массово стали уничтожать дохристианские статуи. Единственная бронзовая статуя, пережившая средневековье, — это конная статуя Марка Аврелия, и только потому, что римляне принимали его за первого христианского императора Константина

В средневековье были нередки случаи церковных судов над животными по всем правилам — с обвинителями, адвокатами и свидетелями. Обвиняемыми могли стать любые животные от крупных домашних до саранчи и майских жуков. Домашних животных, как правило, судили за

колдовство и приговаривали к смерти, а диких за вредительство могли отлучить от церкви или предписать покинуть территорию страны. Последний подобный приговор корове был вынесен в 1740 году.

Джордано Бруно был сожжён католической церковью не за научные (а именно поддержку коперниковской гелиоцентрической теории), а за антихристианские и антицерковные взгляды (например, утверждение о том, что Христос совершал мнимые чудеса и был магом).

По евангельской легенде Понтий Пилат, вынужденный согласиться на казнь Иисуса, умыл руки перед толпой согласно заповедям Моисея и сказал: «Невиновен я в крови Праведника сего». Отсюда произошло выражения для снятия с себя ответственности «я умываю руки».

Когда апостолу Фоме рассказали о воскресении распятого Христа, он заявил: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны Его, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Сегодня любого человека, которого трудно убедить в чём-либо, называют «Фомой неверующим».