Страна Богов – Греция. Часть 1 (2014).

На сегодняшний день мною посещено 36 стран мира, и ко многим из них у меня имеется крайне трепетное отношение, но говорить о Греции просто как об очередной стране в списке запланированных экспедиций, никак нельзя. К этой поездке я готовился долгие годы, а мечтал – еще с детства, и столь великий интерес и уважение к этой чудесной стране и ее народу далеко небезосновательны.

Греция по праву считается колыбелью западной цивилизации, но далеко не каждый в действительности понимает, что скрывается за этими словами. Вы можете сколь угодно раз слышать о том, что культура Древней Греции является остовом для культуры практически любого западного государства, о том, что именно древние греки заложили фундамент современной науки и положили начало основным направлениям в искусстве, архитектуре, спорте и т. д., но все эти формулировки будут лишь блеклыми представлениями в вашем сознании об истинном величии вклада древних греков в мировую историю и культуру. Дабы подобные формулировки обрели смысл и внутреннее наполнение (для вас самих), необходимо только самостоятельно в них убедиться: необходимо самостоятельно изучить историю, быт и культуру Древней Греции и других европейских стран, и сравнить их, дабы увидеть, как культура древних греков в значительной мере ассимилировала культуру римлян, и распространилась на территории Римской империи (в состав которой входили и земли современных Англии, Франции, Германии), как через Византию веяния античности проникли на территорию Киевской Руси, как древнегреческие ученые сформулировали основные методы познания мира, как рождались первые литературные произведения Европы – «Илиада» и «Одиссея», как на берегах Эгейского, Ионического и Средиземного морей рождались первые музыкальные строи, конструкции инструментов и музыкальные традиции и т. д. Обладание подобными знаниями крайне важно для любого культурного и образованного человека, но для мага – особенно.

В данной статье мы с вами попробуем объять необъятное, и постараемся хотя бы в общих чертах познакомиться с колоссальным наследием античной Греции – в первую очередь, с позиций эзотерики. И делать это мы будем в три шага, в соответствии с чем, статья разбита также на три части.

Первая часть посвящена древнегреческой мифологии, и здесь необходимо дать некоторые предварительные пояснения. Что такое миф? – Как нас учили в школе, мифы возникли в результате попыток древних людей объяснить явления окружающей их природы, и повлиять на них. Силы природы были персонифицированы и обожествлены, составленные мифы с участием богов давали объяснение происходящему вокруг, а возможность контактирования с богами посредством молитвы давала надежду на улучшение условий своего существования. Такое определение мифа вполне приемлемо для материалистической науки, и даже во многом соответствует действительности, если говорить об основной массе людей того времени (да и нашего). Однако, посвященные хорошо знали, что все не так просто, и что мифы – это шифровки, предназначенные для хранения и передачи сакральной информации. Дабы сохранить и передать потомкам тайные знания об устройстве мира и человека, людям вовсе не обязательно понимать скрытый смысл мифов – достаточно даже их буквального понимания и пересказа. Таким образом, общество в целом выступает в роли носителя информации (пусть, даже неспособного к ее обработке), а уже те, кому нужно, смогут докопаться до истины. Миф позволял убить двух зайцев: дать обществу объяснение природных явлений – с одной стороны, и сохранить эзотерические знания для магов последующих поколений – с другой стороны. Но здесь важно знать и понимать, что никакой логический анализ (поиск аллегорий (переносных смыслов), соответствий и т. д.) не сможет вам раскрыть в полной мере значение мифа – познать подлинный смысл мифа можно только сердцем, но не разумом. Это не значит, что мифы не нужно читать и изучать – их нужно изучать. Но настоящее понимание будет обретаться не сразу, а по мере вашего внутреннего, духовного, созревания: по чуть-чуть, понемногу, некоторые мифы или их фрагменты начнут вам открываться вашему сознанию – в моменты каких-то сильных эмоциональных переживаний, спонтанных озарений и т. д. Поняв значение мифа сердцем, вы сможете попытаться выразить его суть словами, но полученное объяснение будет иметь смысл и ценность только для вас и не более. Попытки передать полученное понимание кому-либо еще бессмысленны, т. к. даже если ваш собеседник духовно и дорос до понимания смысла этого мифа, то ваши слова он все равно воспримет не так, как вы – он может вложить в них совсем не тот смысл, который был заложен вами, и в итоге получится просто разговор на разных языках. Именно поэтому вы нигде не найдете книги, в которой раскрывался бы эзотерический смысл мифов – такой книги не может быть по определению. Прийти к пониманию мифов можно только самостоятельно.

Хорошее знание мифологии также является важным для успешного овладения такими науками как астрология, хиромантия, физиогномика, минералогия, Каббала, Тарология и даже фитотерапия. С чем работает астролог? – с планетарными влияниями. А в честь кого названы планеты? – в честь римских богов. И пусть читателя не смущает то обстоятельство, что мы сейчас говорим о древнегреческих богах, т. к. римляне во многом просто скопировали религию у греков, изменив только имена богов. Соответствие между небесными светилами и древними богами самое прямое, и влияние планеты полностью соответствует качествам того бога, в честь которого она названа (здесь интересно отметить, что между богами древних и иудо-христианскими архангелами существует взаимное соответствие: например, Кронос – Сатурн – Кассиэль, Зевс – Юпитер – Сашиэль и т. д.). Таким образом, зная качества отдельных богов (не просто выучив их по книжке, а прочувствовав вибрации каждого божества своим нутром, и сформировав в сознании определенные образы), будет гораздо легче ориентироваться при чтении гороскопа, знаков на ладони или же черт лица, и в ряде случаев книги вообще не будут нужны. Это я все к тому, что вы не станете хиромантом (например), даже если хорошо выучите значение каждого планетарного холма, линии, знака или особенности морфологического строения кисти руки. Во-первых, сами по себе все эти признаки могут сказать довольно мало: важны не отдельные признаки, а их комбинации. Книги могут дать характеристику каждого признака в отдельности, но они не научат (по большому счету) анализу их комбинаций. Во-вторых, одного только логического анализа недостаточно – важно уметь чувствовать, подключать интуицию, и вот тут как раз знакомство с мифологией может оказаться очень полезным. Наконец, хочется отметить, что основная задача таких мантических систем как астрология, хиромантия и пр. состоит не в том, чтобы предсказывать будущее или узнавать прошлое, а в том, чтобы понимать, что делать с настоящим. В первую очередь, это инструменты познания (и самопознания), а уже потом – инструменты прогнозирования. Данные науки позволяют узнать сильные стороны человека, и понять, как ими пользоваться, а также узнать слабые стороны человека, и понять, над чем нужно работать и как исправлять свои недостатки. Разумеется, если вы научитесь разбираться в своем настоящем, то сможете предвидеть и некоторые узловые события будущего или узнавать события прошлого – но это уже следствие, — бонус, так сказать.

Итак, с первой частью статьи мы разобрались – она будет посвящена краткому ознакомлению с древнегреческой мифологией, без знания основ которой рассмотрение других вопросов будет неполноценным. Вторая часть статьи будет посвящена не менее глобальной теме, а именно – античной философии. Причем, мы будем говорить о настоящей античной философии – не о «кухонной» философии, которая обычно сводится к глубокомысленному заключению о том, что «жизнь – сложная штука», и не о том маразме, который в вузах пытаются преподнести как философию. В отношении последнего поясню: вузовский курс философии (в большинстве случаев) – это перечень некоторых имен, датировок жизни и смерти, самые общие сведения о наиболее основных идеях и работах рассматриваемых философов, плюс определения таких понятий как диалектика, онтология, гносеология и др. Весь этот несвязный и скудный по составу винегрет в итоге называют философией. Причем, надо понимать, что утвержденная министерством образования учебная программа по философии – это одно, а реально читаемый студентам курс – это совсем другое (уже хотя бы потому, что сами студенты в большинстве случаев не заинтересованы в получении знаний). Ситуация еще усугубляется и общераспространенным представлением о философах как о «рассуждателях» – людях, которые просто постоянно о чем-то рассуждают. Но здесь имеется одно большое «но». Философия (в пер. с др.-греч. «любовь к мудрости») – это рассуждение, в результате которого человек получает новое, ранее ему неизвестное знание – к новому знанию он приходит благодаря анализу и синтезу имеющихся фактов. Если рассуждение нового знания не дает, то это не философия, а «переливание из пустого в порожнее». Философия – это наука точная и доказательная: вы либо в состоянии логически доказать свое утверждение (доказать его истинность), либо оно остается недоказанным (или же ложным, если оппонент его опроверг). Варианты «мне так кажется», «я так чувствую» здесь не работают. Интуиция – вещь хорошая и полезная, но она не котируется в тех случаях, когда требуется жесткое, логическое и неопровержимое обоснование. Также важно отметить, что в эпоху античности практически не было «чистых» астрономов, физиков, химиков, медиков и т. д. – были философы, которые изучали мир во всем его многообразии, но как одно целое. И только в первые века н. э. началась дифференцировка общего знания о природе (философии) на отдельные отрасли, что привело к современной «шизофрении» в науке: физик не понимает биолога, биолог не понимает физика и т. д. Каждый год наука обогащается немыслимым количеством новых терминов и определений, но насколько при этом возрастает реальный процент нового знания человечества о мире? – Вопрос, в общем-то, риторический, хотя ответ и так понятен. Да и может ли быть иначе, если густо и часто научные статьи пишутся не потому, что некий т. н. «ученый» провел серию кропотливых исследований, выявил какие-то новые закономерности, или же просто накопил ряд ценных наблюдений, а потому, что ему тупо нужно написать статью – хоть о чем-нибудь, лишь бы только публикация выглядела посолиднее – реальная ее ценность для мирового научного сообщества в таких случаях в учет не берется. Так что, современная наука переживает не самые лучшие времена: настоящих ученых единицы, как и столетия назад, а вот бумагомарателей и самозванцев – толпы. Чего только стоит тот факт, что кандидатскую либо докторскую диссертацию сегодня можно просто заказать и купить через интернет, как школьный реферат – вбейте соответствующий запрос в поисковик, и он вам выдаст массу объявлений о написании диссертаций под заказ. Наконец, говоря о философии, хочется сказать, что даже если вы прочтете основную часть произведений известных философов, мудрее от этого вы не станете. Эрудированнее – да, мудрее – нет. Мудрость – это результат синтеза знания и опыта. Если вы получили знание, но оно не подкреплено вашим личным опытом, то оно не станет мудростью. Но здесь ситуация такая же, как и с мифами: сказанное выше вовсе не означает что нет смысла и надобности читать произведения философов – их надо читать, но только понимание и собственная критическая оценка написанного придет не сразу, а позже – по мере обогащения вашего личного опыта. Философии нельзя научить – философии можно только научиться.

Вот мы и подошли к анонсу третьей части статьи. В третьей части, опираясь на материал первых двух, мною будет представлен собственно отчет об экспедиции по местам Эллады – Древней Греции, в которой я поделюсь с читателями информацией о личном посещении храма Аполлона Дельфийского, в котором некогда вершили свои загадочные предсказания пифии, о посещении могилы отца Александра Македонского – Филиппа II, тайна месторасположения которой не одно столетие будоражила умы многих историков и археологов, о посещении города Элевсин, неподалеку от которого, согласно преданию, существуют врата, ведущие прямиком в Преисподнюю и многом другом. А сейчас, я предлагаю окунуться в атмосферу тех лет, когда боги жили среди людей, и поближе познакомиться древнегреческой мифологией. Материал, представленный ниже, вы вряд ли найдете в какой-то книге или публикации из интернета. Сборники отдельных мифов, безусловно, можно найти без малейшего труда, однако первая часть данной статьи – это скелет, на который в дальнейшем читатель сможет крепить новые знания о мифологии, получаемые при самостоятельном углублении в тему. В этой части будет бегло рассмотрена вся мифология древних греков: от первобытного Хаоса и до Троянской войны, и представлена как одно целое, а не как подборка разрозненных и противоречивых мифов. Однако, если вы начнете самостоятельно изучать мифы Древней Греции, то в скором времени наткнетесь на массу нестыковок, но не нужно за них цепляться, не нужно цепляться за несоответствия в хронологии событий и генеалогии богов, не нужно из множества вариантов одного и того же мифа пытаться найти «правильный», ибо дело не в хронологии и генеалогии, а в образах и идеях, срывающихся за именами богов.

Часть 1. Во времена, когда боги жили среди людей

Прежде, чем перейти к рассмотрению каждого из богов древнегреческого пантеона в отдельности, а также связанных с ними мифов, необходимо сделать несколько предварительных замечаний. В первую очередь, хочется указать на чрезвычайную схожесть древнегреческой и древнеримской мифологии, в связи с чем их часто рассматривают неразрывно друг от друга. Такая схожесть обусловлена тем, что религия древних римлян во многом является смесью верований этрусков (предшественники римлян, населявшие в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова) и более развитой религии древних греков. Как следствие, мы имеем возможность накладывать пантеон древних греков на пантеон древних римлян – качества богов и родственные связи будут в большинстве случаев совпадать, отличия будут только в именах. Однако, подобное наложение практически невозможно и бессмысленно в случае с древнеегипетскими богами, хотя определенные аналогии, безусловно, имеются (например, Гермес – Тот, Аид – Анубис (или Осирис), Фемида – Маат и т. д.). Также интересен момент из древнегреческой мифологии, повествующий о бегстве богов Олимпа в Египет, где они приняли облик различных птиц и животных. Египтяне впоследствии этих животных стали почитать как священных, а самих «беженцев» отождествили с некоторыми богами из своего пантеона.

Другой важный момент, связанный с греческой мифологией, — это определенная путаница в генеалогии богов (кстати говоря, учение о происхождении богов: кто, каким образом и от кого был рожден, называется теогонией): одним автором может быть указана одна родословная данного божества, а другим – совсем другая, либо частично отличающаяся. Разумеется, что среди авторов могли быть расхождения в их знании теогонии, и каждый излагал материал в меру своего знания и понимания. Но есть и еще одно обстоятельство – у богов могли быть «тезки». Дело в том, что в разных городах и в разные времена могли почитаться разные по своему происхождению боги, но имеющие одно и то же имя. В связи с этим, различают несколько Аполлонов, Афродит, Европ и т. д. Еще одной яркой чертой греческой (и не только) мифологии являются частые случаи инцеста, но здесь важно помнить, что древнегреческие боги – это персонифицированные силы природы, объекты природы или качества людей, поэтому союзы богов и получаемые в результате потомки – это отражение законов взаимодействия различных сил природы. Что же касается эротизма, пронизывающего многие древние мифы, то ему может быть два объяснения: во-первых, посредством эротизма дается намек на важность энергии продолжения рода – энергии творения, во-вторых, мифы создавались и пересказывались (что еще важнее) обычными живыми людьми, а люди были озабоченными во все времена.

Наконец, нельзя не указать на такую тенденцию в мифологии греков как свержение потомками своих родителей-предшественников, отражающую процесс общего развития и эволюции мира. Ведь, если потомки не будут становиться сильнее, умнее и мудрее своих родителей, то не будет и никакого развития – сам процесс развития мира тогда остановится, что мы сейчас, к сожалению, и наблюдаем на нашей Планете: люди вырождаются, и вырождаются, в первую очередь, не по своей численности (общая численность населения на Планете уже 7 млрд.), а изнутри – люди вырождаются духовно, интеллектуально и физически. Если посмотреть вокруг, то, что мы увидим? – Мы увидим толпы, желающие получать от мира максимум благ, затрачивая при этом минимум усилий, мы увидим толпы идиотов, смысл жизни которых сводится к приобретению новой модели айфона, мы увидим людей, вся жизнь которых описывается простым перечнем: желание выпендриться обладанием нового телефона, интернет-зависимость, ночные клубы, алкоголь, курение, секс, стремление к высокооплачиваемой, но легкой работе и беззаботной жизни – это, если говорить о молодежи и среднем поколении. Если взглянуть на более старшее поколение, то картина чуть менее печальна, но и здесь мы в основном наблюдаем тупую завистливость в случае, если кому-то удается достичь некоторых успехов, сплетни и ностальгию по водке за три двадцать и колбасе за два тридцать. В каких-то странах ситуация лучше, чем в странах СНГ, в каких-то хуже, но в целом картина одна и та же. Что же касается «научно-технического прогресса», то его творит горстка умных людей, работающих на крупных предпринимателей, и цель этого «прогресса» – не в том, чтобы сделать жизнь людей лучше и гармоничнее, а в том, чтобы произвести продукцию, которую потом можно было бы за баснословные деньги впарить толпам «айбаранов», недостатка в коих не наблюдается. Это касается не только средств связи, но и бытовой техники, автомобилей, недвижимости, медицины и т. д. Поэтому, наша Планета на сегодняшний день переживает состояние глубокого кризиса, и выйти из него она сможет только в том случае, если у людей появится стремление к духовности и осознанности, если они научатся быть ответственными. Однако, на фоне общего кризиса мы наблюдаем и рождение людей, обладающих ошеломляющими способностями в рисовании, музыке, скульптуре, спорте, науке и т. д. – это гении, благодаря которым природа пытается сохранить накопленный человечеством опыт, дабы он не исчез окончательно в пивбарах и наркопритонах. Но! – Не нужно быть гениями, не нужно «спасать мир» – будет достаточно, если каждый из нас будет просто пытаться делать то, что он может, если каждый будет просто стремиться стать лучше самостоятельно и помочь в этом стремлении другим, и тогда, благодаря совместным усилиям, будет получен результат. Ведь сказано: «хочешь изменить мир – начни с себя».

Итак, в связи с упомянутой выше тенденцией, все боги древних греков были разделены на три поколения: боги первого, второго и третьего поколений соответственно, и мы приступаем к знакомству с богами первого поколения – наиболее древними из всех.

Боги первого поколения

Самым первым из богов был Хаос. Хаос – это отсутствие всякого порядка, отсутствие форм. Для физиков и математиков, хаос – это энтропия, т. е. мера беспорядка, мера неопределенности. В то же время, энтропия (хаос) – это и мера информации. Например, есть два события: вероятность наступления события А равна 50%, а вероятность наступления события Б – 80%. О каком событии мы располагаем большей информацией: о событии А или Б? О событии А мы толком ничего не знаем – может произойдет, а может и нет – пятьдесят на пятьдесят, как говорится, а вот относительно события Б мы можем сказать, что оно, весьма вероятно, произойдет. Таким образом, о событии Б мы знаем больше, потому что его неопределенность меньше. Отсюда вывод, что чем меньше степень неопределенности состояния объекта (чем меньше его энтропия), тем больше информации о нем мы имеем. Зайдем теперь с другой стороны: возьмем, к примеру, чистый лист бумаги – идеальный порядок, нет никаких неоднородностей, энтропия равна нулю, — но и информация тоже равна нулю, т. к. на этом листке ничего не написано. Допустим, у нас имеется алфавит всего из двух букв: а и б. С помощью такого алфавита можно составить шесть слов: а, б, аа, аб, ба, бб, а также более длинные комбинации из этих же букв. Если каждому из этих слов поставить в соответствие некоторое значение (смысл), то мы получим некоторый крайне примитивный язык. В чем проблема? – проблема в недостаточном разнообразии. Возьмем привычный нам алфавит из 33 букв – с их помощью можно составить куда больше комбинаций, и, если теперь мы запишем на листе бумаги некоторый текст, то этот лист уже не будет таким однородным как прежде – его неоднородность и энтропия повысились. Исходя из вышесказанного, повышение энтропии должно вести к понижению информативности, а получилось с точность до наоборот – как же так? Но, ведь буквы мы объединяем в слова, а слова в предложения не хаотично, а в соответствии с некоторым порядком! Таким образом, после нанесения на лист текста, этот лист стал неоднородным – на нем появился хаос, но в хаосе имеется некий порядок. Точно так же и в отношении Хаоса в самом крайнем смысле слова – это не просто беспорядок, это многообразие, содержащее в себе потенциал всех вариантов и скрытый порядок, непостижимый умом человека. Наш алфавит содержит 33 буквы, а средняя длина слова – около 7 букв, и смысл в текстах мы улавливаем только благодаря наличию некоторого порядка, в соответствии с которым буквы и слова объединяются. Если же мы начнем увеличивать размер алфавита и среднюю длину слова до бесконечности, создавая при этом правила оперирования с буквами и словами, то получим некоторое представление о Хаосе. Контактирование с энергиями Хаоса губительно для обычного человека, т. к. его сознанию просто не за что ухватиться в Хаосе, он не в состоянии увидеть и понять порядок Хаоса, и именно поэтому ритуалы из Некрономикона, записанного «безумным арабом» Аль-Хазредом в VIII в. считаются столь опасными. Впрочем, если пятнадцатилетний школьник нарисует на выдранном из тетради листике печать одного из Древних, и чего-то над ним побормочет, то ничего страшного от этого не случится.

Из Хаоса вышла Тьма – богиня Никта, ставшая его женой. Но это не та тьма, которая является противоположностью света – это первородная, извечная Тьма — Мать-Тьма. Никта – это тьма в лоне матери, это Тьма, из которой было рождено все Сущее. От союза Хаоса и Никты родился сын Эреб – мужское олицетворение извечного Мрака – т. е., мужская ипостась Тьмы. Со временем, Эреб победил своего отца Хаоса, занял его место в правлении миром, и стал мужем своей матери – Никты. Таким образом, Хаос был повержен, а на мировой арене остались мужская и женская ипостаси Тьмы – Эреб и Никта. Здесь уже видно начало процесса образования форм и идей – хаос отступает, энтропия понижается.

От союза Эреба и Никты рождаются Эфир (Свет) и Гемера (День) – на фоне Тьмы появляется Свет. С одной стороны, Эфир – это бог света, сын Эреба и Никты, но с другой стороны, эфир – это самый верхний слой неба, которым в греческой мифологии дышат боги, и в котором они живут – эфир касается верхушки горы Олимп (здесь же можно вспомнить об эфире (эфирном плане) и в общепринятом в магии контексте). Гемера – это олицетворение дня и дневного света. На данном этапе мы уже четко видим возникновение пары противоположностей Тьма – Свет, Ночь – День.

Также от Эреба и Никты были рождены: Гипнос (Сон), Танатос (Смерть), Немезида (Возмездие), Эрида (Раздор), Харон (Паромщик), Кера (насильственная смерть), Герас (Старость), Онир(Сновидения) и Мом (Злословие). Заметим, что людей на данном этапе Творения еще нет, но идеи и образы, связанные с качествами людей, уже заложены. Смена дня и ночи подводит нас к понятию о смене бодрствования и сна: появляются Гипнос – бог сна и Онир – бог сновидений (также в мифах можно встретить упоминания об Онирах – множестве божеств сновидений). Появляется идея о конечности существования (в противовес бессмертию): бог старости Герас (идея старения; сравните с названием науки о старении организма – геронтологии) и бог смерти Танатос. Согласно преданию, у Танатоса железное сердце, а изображался он крылатым мальчиком с погашенным факелом в руке (сравн. с каббалистическим изображением Люцифера в виде крылатого мальчика с зажженным факелом в руке). Культ Танатоса был распространен в Спарте. Гипнос и Танатос – это два брата-близнеца, которые также часто изображались как два мальчика: белый – Гипнос (сон), и черный – Танатос (тоже сон, но только вечный). Рядом с Гипносом и Танатосом находится и их «коллега» – мрачный старец в старом рубище Харон, занимающийся переправой душ умерших в Преисподнюю через реку Стикс. За переправу Харон берет плату – две серебряные монеты, которые по погребальному обряду клались на глаза усопшему. В других детях Эреба и Никты уже заложены идеи о возможности конфликтов, клеветы и даже убийства, а также последующего наказания за злодеяния: Эрида – богиня споров, раздора и беззакония (помимо «негативной» Эриды, почиталась также и другая Эрида – богиня трудолюбия), Мом – бог придирок, насмешек, клеветы и глупости, Кера – богиня беды и насильственной смерти, изображавшаяся в виде крылатой женщины с черными руками и красными губами (также можно встретить упоминание о Керах – озлобленных душах умерших, вредящих людям, и высасывающих кровь из воинов на поле брани) и Немезида – богиня возмездия, наказывающая за беззаконие и несправедливость (изображалась в виде крылатой женщины). Стоит обратить внимание на такой момент: в греческой мифологии многие боги изображаются в виде крылатых людей – в христианстве и исламе особого разнообразия божественных сил нет – есть Бог (Аллах), Троица, Мухаммад (в исламе), архангелы и ангелы, различные святые, а также Люцифер (Иблис) и падшие ангелы, последовавшие за ним (в исламе – джинны или шайтаны). Но как ангелы, так и архангелы, изображаются в виде крылатых людей.

Как и следовало ожидать, Эреб со своей супругой-матерью Никтой были низвергнуты с престола совместными усилиями их детей – Эфира и Гемеры, взявших в свои руки правление миром: Свет (Эфир и Гемера) взял верх над Тьмой (Эреб и Никта). От союза Эфира и Гемеры на свет появился Эрос – бог любви (хотя, вариантов родословной Эроса существует более двух десятков; римский эквивалент — Купидон). Объединив силы, Эфир, Гемера и Эрос создали землю – богиню Гею и море – бога Понта (море на древнегреческом звучит как «понтос»). Гея – это олицетворение земли, тверди, опоры, постоянства, холодного рассудка, в то время как Понт – это олицетворение моря, которое бывает спокойным, а бывает и бушующим, — это эмоции. Сразу после создания, земля была пустынной и бедной: не было ни травы, ни деревьев, ни животных, ни птиц. Первым это заметил Эрос, и пустил в сердце Геи свою живородящую стрелу, после чего вся земля покрылась зеленью, на равнинах стали пастись животные, а в воздухе летать птицы. Гея была благодарна Эросу за такое украшение, и увенчала всю его работу созданием неба – бога Урана (кстати говоря, в древности астрономию иногда называли уранометрией). Подземелье рассматривалось как утроба богини Геи – это Тартар. Причем, изначально Тартар не рассматривался как место мучений душ простых смертных, а служил местом обитания для сброшенных в него детей Геи и Урана. Свой классический образ Тартар приобрел с момента воцарения в нем Аида, но об этом мы поговорим чуть позже. Сейчас же только подытожим, что с течением времени, Уран и Гея достаточно сильно окрепли, свергли Эфира и Гемеру с престола, и заняли их место. На данном этапе Творения становятся наиболее ярко выражены две противоположности и два начала: Небо-Уран и Земля-Гея.

Боги второго поколения

Родословная линия богов от Хаоса до Урана и Геи включительно образует первое поколение богов. Второе поколение богов по большей мере представлено детьми Неба и Земли: титанами (титаны, титаниды и младшее поколение титанов), циклопами и Сторукими (Гекатонхейры – от др.-греч. гекатон – сто (сравн. с «гектар» – сто ар, «гектолитр» – 100 л и т. д.) и хеир – рука (отсюда и слово «хиромантия»)). К богам второго поколения также относят детей Никты и Ахерона — персонификации одной из рек, протекающих в Тартаре. Детьми от этого союза стали эринии – три сестры: АлектоМегера и Тисифона – богини мести, тащившие души грешников к огненным вратам Ада. В римской мифологии эриниям соответствуют фурии. В числе богов второго поколения находится также Нерей – сын Геи и Понта, бог спокойного моря, отличавшийся большой добротой и мудростью.

Прежде, чем перейти к более близкому знакомству с потомками Геи и Урана, хочется обратить внимание на богов с «нестандартной» внешностью: циклопов, Сторуких, а также различных зооморфных божеств – т. е., имеющих облик того или иного животного, или же – частично человеческий, а частично – животный (особенно богата на зооморфных божеств египетская мифология). Дело в том, что уже в самом облике этих богов зашифровано огромное количество информации. То же самое касается и каббалистических демонов. Однако, как и в случае с мифами в целом, пытаться постичь суть демона или божества посредством логического анализа его внешности бессмысленно. Можно, например, проанализировать, какие качества связывают с кошкой, пауком и жабой, и какие ассоциации они вызывают, а затем попытаться объединить все это, дабы понять суть демона Баэля (первый демон «Гоэтии»), но фактически это и на шаг вас не приблизит к его постижению. Здесь нужно только чувственное восприятие (посредством эмоций, через сны и т. д.). Думаю, будет не лишним еще раз напомнить, что само слово «демон» (даймон) имеет греческое происхождение, и в переводе означает «божество».

Итак, начнем с титанов. Титанов старшего поколения было двенадцать: Океан, Кей, Криос, Гиперион, Иапет, Кронос, а также титаниды: Тейя, Тефида, Рея, Фемида, Мнемозина и Феба. Океан – самый старший из сыновей, и является олицетворением водной стихии в целом – как источника всего живого. Супругой Океана была его сестра – богиня Тефида, которая родила ему три тысячи дочерей – океанид, и столько же сыновей – речных потоков. Океан и Тефида обитают на краю света – там, где солнце скрывается за горизонтом. Вслед за Океаном был рожден Кей, олицетворявший собой Ось Мира – ось, вокруг которой в течение суток вращается вся небесная сфера вместе с размещенными на ней светилами. Женой Кея была Феба, от союза с которой были рождены Лето и Астерия. Феба – бабушка Аполлона, отчего его нередко именуют Фебом. Обитали же Кей и Феба на острове Кос (сегодня принадлежит Греции, расположен недалеко от побережья Турции в водах Эгейского моря).

Третьим сыном Земли и Неба был Криос (в переводе означает «баран» и с холодом не связан), женившийся на богине Еврибии – дочери Геи и Понта, сестре Нерея. От Криоса и Еврибии родились: Астрей – божество звездного неба (если Уран – бог неба вообще, то Астрей символизирует именно звездное небо), Перс – олицетворение разрушения и Паллант – муж океаниды Стикс, являвшейся также и одной из пяти рек Тартара.

Гиперион – четвертый сын Геи и Урана, имевший своей женой титаниду Тейю. От их союза произошли: Эос (Аврора) – прекрасная богиня Утренней Зари (по сути, — планета Венера, которую видно перед восходом солнца), Гелиос – всевидящий бог солнца, несущийся по небу в своей колеснице, запряженной четверкой белоснежных лошадей, имя которым – Свет, Блеск, Гром и Молния. Вечером Гелиос спускается в Океан, после чего ночью переплывает его на золотом челне, дабы утром снова взойти. Наконец, третьим ребенком была Селена – «сверкающий глаз ночи», как ее называли поэты: она выглядела как статная женщина с крыльями, ее голова увенчана золотой короной, а в руках у Селены зажжений факел, с которым она пересекает в ночи небосвод. Селена символизирует преимущественно полную фазу луны, а ее праздником был день весеннего равноденствия (21 марта). Гиперион и Гелиос нередко отождествлялись, почитаясь как единое божество. Также неразлучной спутницей Гелиоса была и хорошо известная нам Гемера – богиня дневного света.

Вслед за Гиперионом родился титан Иапет, взявший себе в жены океаниду Климену. От этого брака родились: держащий на своих плечах небосвод Атлант; творец и защитник людей, даровавший им огонь – Прометей; их брат Менетий, а также противоположность Прометея – Эпиметей, разделивший все полезные качества между животными, и не оставивший ничего людям. Дело в том, что «Прометей» в переводе с древнегреческого означает «думающий прежде» – т. е., думающий перед тем, как что-либо сделать, а не после. В случае Эпиметея все наоборот…

Последним, самым младшим, и самым сильным из всех сыновей Урана и Геи был Кронос. Здесь можно даже вспомнить слова из Евангелия: «и последние станут первыми» – эти слова имеют очень широкий смысл, и относятся не только к «исправившимся грешникам»: основной их смысл – это движение по спирали. Изначально Кронос почитался как бог земледелия, но впоследствии стал также и богом времени, слившись с олицетворением времени – Хроносом. Супругой Кроноса была титанида Рея, породившая богов третьего поколения – Олимпийцев.

Среди прочих титанид остались нерассмотренными только Фемида – богиня правосудия, изображавшаяся с завязанными глазами и держащей в одной руке меч, а в другой – весы, а также ее сестра – титанида Мнемозина, олицетворявшая память. Что касается титанов младшего поколения, то мы с ними в значительной мере уже познакомились – это дети двенадцати титанов и титанид. Однако, на некоторых из них мы остановимся подробнее, поскольку от союзов между титанами младшего поколения также произошло достаточно много божеств, принадлежащих второму поколению богов.

В первую очередь, обратим внимание на союз Астерии – дочери Кея и Фебы, и Перса – сына Криоса и Еврибии, поскольку в этом браке была рождена мрачная Геката – богиня-покровительница магов и колдунов. Геката ассоциировалась со стареющей Луной, а также всем мистическим и таинственным. Изображалась богиня в виде трех женских фигур, связанных спинами друг к другу, что символизировало власть Гекаты над небом, землей и адом, или же как женщина, держащая в каждой руке по факелу. Также Гекату связывали с перекрестками, поскольку, по представлениям греков, ее можно было встретить на перекрестках, порхающей вместе с душами умерших. Священным животным Гекаты является собака.

Вторая божественная пара младших титанов, о которой хотелось бы упомянуть – это богиня Утренней Зари Эос и бог звездного неба Астрей, от которых родились Астры – звезды и Анемы – ветры. Что касается остальных младших титанов, то мы их рассмотрим несколько позже.

Наконец, последними из богов второго поколения были чудовищные дети Урана: циклопы и Сторукие, которые сразу же после рождения были закованы отцом в цепи и брошены обратно в утробу матери Геи – Тартар. Циклопов было всего три: Арг – «Сияющий», Бронт – «Громовой» и Стероп – «Сверкающий» – это были одноглазые великаны, навевавшие ужас. Как мы увидим в дальнейшем, циклопы сыграли немалую роль в дальнейшем развитии событий древнегреческой мифологии. Несмотря на то, что под циклопами обычно подразумеваются трое вышеназванных великанов, иногда циклопами также назвали целый народ, описанный в «Одиссее» Гомера. Также интересно отметить, что, по предположениям некоторых ученых, миф о циклопах имеет вполне материальную основу, и основой этой послужили необычные слоны, проживавшие на территории Кипра, Мальты, Крита и Сицилии: у этих слонов было большое носовое отверстие по центру черепа, которое могло быть воспринято за огромную глазницу. Впрочем, реальные циклопы также встречаются – это дети, рождающиеся по причине генетических аномалий с одним либо тремя глазами, но такие дети нежизнеспособные, и умирают вскоре после родов. Что касается Сторуких, то их также было трое: БриарейКотт и Гиес – это были огромные чудовища, имевшие по сто рук и по пятьдесят голов.

Уран отличался большой плодовитостью, и рождавшиеся от него боги-чудовища приносили много боли богине Гее, оттого что постоянного находились заточенными в ее чреве. Желая помочь своей матери, а также (прежде всего) испытывая жажду власти, Кронос решил оскопить своего отца серпом (т. е., лишить его детородных органов), и занять его место, что он и сделал. Несколько капель крови Урана при этом упало в море, отчего то взбушевалось, а из пены вышла богиня любви Афродита – спутница Эроса. Согласно мифу, Афродита вышла из моря вблизи острова Кипр, отчего Кипр стал считаться родиной богини Афродиты. Таким образом, эпоха правления Урана и Геи подошла к концу, а власть над миром перешла к Кроносу (Время) и Рее (Великая Мать).

Боги третьего поколения

Кронос обладал той же фобией, что и его отец Уран – боялся быть свергнутым своими детьми, и потому заживо прогладывал каждого ребенка, которого ему рождала Рея. Но однажды Рея решила обмануть своего мужа, и когда родилось очередное дитя, то вместо плода она подсунула Кроносу камень, запеленатый в покрывало, а самого ребенка спрятала на острове Крит – этим ребенком был Зевс. Воспитанием Зевса занимались спутники Реи – куреты и корибанты, кормившие Зевса медом и молоком козы Амалфеи. Корибанты, согласно преданию, были рождены из дождевой воды от богини Геи (в данном случае дождевая вода олицетворяет Урана), а куреты – это божества низшего уровня, олицетворявшие растительные силы природы. Сразу после рождения, Зевс смеялся семь дней подряд, отчего число семь стало священным у греков. Когда же он плакал, то куреты, сторожившие вход в пещеру, в которой  находился божественный ребенок, поднимали неимоверный шум ударами копий по своим щитам, дабы плача не услышал Кронос. Со временем, Кронос узнал об обмане, и начал разыскивать своего сына, но божественная коза Амалфея подвесила колыбель младенца на дерево, дабы Кронос не мог его найти ни на земле, ни на небе, ни в море. В дальнейшем, в знак благодарности, Зевс сделал козу Амалфею и ее козлят созвездием – во времена античности это было отдельное созвездие «Коза с Козлятами», но сегодня данное созвездие является составной частью созвездия Возничего. Также с козой Амалфеей иногда связывают созвездие Козерога.

Возмужав, Зевс решил освободить своих братьев и сестер, хитростью заставив выпить Кроноса зелье, от которого тот изрыгнул всех проглоченных ранее детей. Так повторно появились на свет ГераПосейдонАидДеметра и Гестия, ставшие вместе со своим братом Зевсом старшими из Олимпийских богов. Происхождение каждого из младших Олимпийских богов заслуживает отдельного внимания, поэтому вначале мы познакомимся с их генеалогией, а затем рассмотрим основные качества всех богов Олимпа в целом.

Рассказ о богах младшего поколения начнем издалека, абсолютно не так, как это принято в большинстве источников по древнегреческой мифологии, и начнем мы его с нимф. Нимфы – это олицетворение прелести окружающей нас природы: шум журчащего ручья, красота и благоухание леса, неприступность и величие гор, необъятность и свежесть океана, излучающая живительную силу зелень растений и т. д. Соответственно, различали нимф океана – океанид (с которыми мы уже знакомы), нимф моря – нереид (от союза морского бога Нерея и океаниды Дориды было рождено пятьдесят нереид), нимф гор – ореад, нимф деревьев и лесов – дриад и гамадриад (сравните с названием кельтских жрецов, глубоко почитавших леса и растения – друидов), а также некоторых других. Как мы помним, вместе с океанидами, титанами Океаном и Тефидой также было рождено три тысячи речных потоков. Одним из таких речных богов был Инах, от союза которого с нимфой Мелией была рождена богиня Ио, ставшая впоследствии возлюбленной Зевса. Но Гера – сестра Зевса, желала погубить Ио из чувства ревности, и Зевсу пришлось превратить свою возлюбленную в белоснежную корову, дабы уберечь от Геры. Однако, и это не помогло: спасаясь от гнева Геры, Ио прыгнула в воды пролива, соединяющего Черное море с Мраморным, и с тех пор этот пролив стали называть Босфором – «коровьим бродом». Несмотря на козни Геры, у Зевса и Ио успел родиться ребенок – Эпаф. Согласно преданию, его рождение произошло на берегах Нила, а когда Эпаф вырос, то стал царем Египта. Интересно отметить, что греческий историк Геродот отождествлял Эпафа со священным быком египтян Аписом. От Эпафа и нимфы Мемфиды была рождена нимфа Ливия – персонификация одноименной страны. От союза Ливии и брата Зевса – Посейдона был рожден мифический царь Агенор, ставший в дальнейшем правителем Финикии (территория современных Израиля, Сирии и Ливана). У царя же Агенора было четверо детей от нимфы Телефассы (Агриопы): Кадм (основатель греческого города Фивы; в честь Кадма также назван 48-й элемент периодической системы Д.И. Менделеева — кадмий), Европа (в которую со временем влюбился и похитил Зевс, и в честь которой назван наш континент), Феникс (унаследовавший правление Финикией от своего отца Агенора; не путать с тем Фениксом, который восстает из пепла) и Килик (основатель Киликии – области в Малой Азии). На этом мы прервем наше блуждание по темным лабиринтам генеалогии малоизвестных богов, и переключимся на знакомство с куда более известными божествами – Афродитой и Аресом.

Арес – это бог войны и насилия: он олицетворял не войну ради достижения какой-то цели или во имя идеи, а войну ради самой войны. Пожары, резня и бесчестные битвы – это стихия Ареса. Данные его качества были настолько противны Олимпийцам, что Зевс питал к нему лютую ненависть, и с радостью сбросил бы того в Тартар, не будь Арес сыном Геры. Кстати говоря, Арес родился от Геры без участия Зевса – богиня зачала от цветочной пыльцы. В римской мифологии этому кровожадному божеству агрессии соответствует Марс (сравните корни слов «Арес» и «агрессия»).

Несмотря на всю свою неприглядность для большинства богов, Арес был любовником Афродиты, которая родила от него пятерых детей: Антерос – бог ненависти (противопоставляется Эросу – как бы «Анти-Эрос», и по одной из версий был рожден вместе с ним еще во времена первого поколения богов), Фобос – бог страха (отсюда и слово «фобия»), изображавшийся с головой льва, Деймос – персонификация ужаса, Гимерот – бог любовной страсти, спутник Афродиты и Эроса, а также Гармония – богиня согласия и крепкого брака, выглядящая белой вороной среди своих братьев.

От брака светлой и благочестивой Гармонии и храбреца Кадма родилась на свет простая смертная женщина – Семела, завладевшая впоследствии сердцем Зевса. Гера, узнав о связи ее супруга с простой смертной, решила отомстить Семеле, надоумив ее попросить Зевса явиться перед ней во всем его величии. Ни о чем не подозревая, бедная женщина так и поступила, взяв перед этим с Зевса обещание, что тот выполнит любое ее желание. Зевс поклялся водами Стикса, а это была самая сильная клятва, которую не мог преступить ни один бог, и не смог нарушить своего обещания, даже узнав суть просьбы возлюбленной. Зевс предстал перед Семелой во всем своем могуществе, метая молнии и огонь, отчего женщина вскоре погибла в пламени возникшего пожара. Однако, Зевс успел спасти своего ребенка, находившегося в утробе Семелы, и поместил его в бедро, дабы скрыть от Геры. Когда же ребенок подрос, то Зевс достал его из бедра, и так появился Дионис – бог виноделия и веселья, известный своим вольным нравом и постоянными ритуальными оргиями, устраивавшимися в его честь.

Далее нам стоит познакомиться с Плеядами – семи дочерьми титана Атланта и океаниды Плейоны, имена которым: Алкиона, Келено, Майя, Меропа, Тайгета, Астеропа и Электра. По одной ил легенд, все семь сестер так тужили из-за участи своего отца, обреченного держать на своих плечах небосвод, что покончили жизнь самоубийством, после чего были вознесены Зевсом на небо – так возникло созвездие Плеяд. В наше время Плеяды – это часть созвездия Тельца. Причем, отчетливо невооруженным глазом видно только шесть звезд, а седьмая – Электра, светит очень слабо. Это объясняется тем, что Электра очень любила свой город Трою, и после поражения города сошла с небес. От союза плеяды Майи и Зевса родился Гермес – легендарный вестник богов, хитрец и ловкач. Гермес изображался в широкополой шляпе и крылатых сандалиях, а в руке держал жезл, обвитый двумя змеями – кадуцей, посредством которого он мог усыплять и пробуждать людей, а также передавать им послания во снах. Гермес считался покровителем торговцев, воров, а также магов и алхимиков.

Следующим Олимпийским богом был Гефест – силач, мастер кузнечного дела и олицетворение вулканов. Когда Гера родила его от Зевса, то тут же сбросила с Олимпа в море, поскольку у ребенка были кривые ноги, хотя сам он был достаточно крепким. Но море не убило дитя – Гефеста взяла под свою опеку морская нимфа Фетида, дочь Нерея и Дориды, став для него приемной матерью. Все свое детство и юность Гефест прожил на дне моря, занимаясь любимым делом – ковкой металла. Когда же он повзрослел, то решил отомстить родной матери за столь несправедливое к нему отношение, и выковал золотой трон, которому не было равных, после чего отправил его на Олимп в качестве подарка для Геры. Стоило богине сесть на трон, как ее тут же охватили невидимые доселе цепи. Никому из богов не было под силу разорвать или разрубить их, и тогда было принято решение отправить Гермеса на дно моря, дабы тот уговорил Гефеста освободить Геру от цепей. Но никакие уговоры не помогли, и Гефест твердо стоял на своем. Так бы и осталась Гера прикованной к трону, если бы не хмельной Дионис, который так напоил Гефеста, что тот, в конце концов, ответил на просьбу богов.

Несмотря на то, что Зевс был неравнодушен ко многим женщинам и богиням, «официальных» жен у него было только три: МетидаФемида и Гера. Причем, связь с Герой им на протяжении трехсот лет скрывалась, а после раскрытия этой тайны Гера единолично стала считаться супругой властелина Олимпа.

Первой женой Зевса была Метида – олицетворение мудрости и одна из океанид, дочерей Океана и Тефиды. И, хотя воспитателями Зевса считаются куреты и корибанты, основную роль в процессе воспитания все же играла Метида, ставшая для Зевса второй матерью. От Зевса Метида зачала двоих детей, но Уран и Гея предупредили Зевса о том, что один из детей будет сильнее своего отца, и свергнет его в дальнейшем. Дабы предотвратить это, Зевс проглотил беременную Метиду. Однако, вскоре у Зевса ужасно разболелась голова от проглоченных детей во чреве Метиды, и он приказал Гефесту, дабы тот ударил его топором по голове. В результате, из головы Зевса вышла богиня Афина, а в роли «повитухи» в данном процессе выступил Прометей. Афина родилась уже в боевом снаряжении – в шлеме, со щитом и копьем в руках. В отличие от страстного, агрессивного и безрассудного Ареса, Афина является олицетворением войны за освобождение невинных от внешнего гнета. Помимо военного таланта, Афина также обладала недюжинной мудростью и многими талантами в искусстве, будучи изобретательницей флейты и трубы, а также прекрасной ткачихой и мастером в делах кораблестроения.

С Афиной связано множество мифов. В частности, это миф об Арахне – простой смертной, имевшей большие успехи в ткацком искусстве. Люди восторгались ее работами и говорили, что это сама Афина ее научила так ткать. Правда, Арахна это отрицала, и так возгордилась, что вызвала Афину на состязание. Работы обоих мастериц были равны по своей красоте, но в работе Арахны также была отражена ее неприязнь к богам. Увидев это, богиня Афина порвала ткань соперницы, и ударила ее в лоб челноком. Арахна не перенесла такого позора, и в итоге повесилась. Но Афина оживила ее, и превратила в паука – с тех пор паук постоянно сидит на своей паутине и ткет ее.

Другое повествование связано со спором между Афиной и Посейдоном за Аттику – одну из областей Греции, где расположен город богини – Афины. Боги постановили, что владеть областью будет тот из двоих, кто сделает более полезный вклад в ее развитие. Ударил Посейдон трезубцем по земле, и из того места возник источник соленой воды. Ударила Афина по земле своим копьем, и выросла на том месте олива – символ процветания, что и обеспечило ей выигрыш в споре. В прочем, с кем только из богов не спорил Посейдон за отдельные области Греции, но все споры он проиграл, и досталась ему только Атлантида, которую со временем поглотило море – в качестве наказания Зевса за упадок нравственности ее жителей.

Второй женой Зевса была Фемида – одна из титанид старшего поколения, родившая трех сестер – ткачих судьбы. Греки их называли Мойрами, а римляне – Парками, но имена самих сестер у всех были одинаковы: Клото – самая младшая, — занималась пряжей нити судьбы, делая местами нить то черной, то белой, Лахесис – средняя из сестер, — скручивала нить, делая ее то толстой, то тонкой, а старшая из сестер – Атропос, — безжалостно обрезала нить ножницами. Считалось, что каждому человеку и богу соответствуют свои Мойры, но со временем их число сократилось только до трех, прядущих нити судеб для всех. Также от Фемиды и Зевса произошли Оры – богини времен года, число которых у различных авторов не совпадает.

Богиня Лето (не путать с Летой – одной из рек Тартара) – дочь титанов Кея и Фебы, не была женой Зевса, но родила ему двух богов-олимпийцев: лучезарного Аполлона и целомудренную Артемиду. Аполлон считался богом света, прорицателем, а также покровителем искусства и врачевания. Аполлон был покровителем девяти муз – дочерей Зевса и титаниды Мнемозины, отчего его называли Мусагетом. Музы давали вдохновение деятелям науки и искусства, а само слово «музыка» в переводе с греческого означает «мышление». В честь этих богинь строились специальные храмы – мусейоны, откуда произошло наше слово «музей». Вот имена и сферы покровительства всех девяти муз: Эвтерпа– покровительствовала писателям-лирикам и музыкантам, Каллиопа – ее сферой была эпическая поэзия, Мельпомена – давала вдохновение писателям-трагикам, Талия – помогала комедиантам, Эрато – навевала грезы творцам эротической поэзии, Полигимния – подсказывала нужные слова составителям гимнов, Терпсихора – покровительница танцоров, Клио – источник внутренних сил для историков, Урания – открывала тайны звездного неба перед астрономами. Что касается сестры Аполлона – Артемиды, то она олицетворяла собой растущую Луну и дикую силу природы. Артемида приняла обет целомудрия и стала покровительницей охотников и амазонок – воинственных женщин, построивших по преданию город Эфес, расположенный на западном побережье Малой Азии (современная территория Турции). Там же, в Эфесе, находился и величайший храм богини – храм Артемиды Эфесской, ставший одним из семи чудес Света. Священными животными Артемиды считались лань и медведь. Дети Лето и Зевса – это две противоположности, дополняющие друг друга: Аполлон-Солнце и Артемида-Луна.

Наконец, сестрой Деметрой – богиней плодородия и земледелия, Зевсу была рождена последняя из неназванных доселе богинь Олимпа – Персефона. Однажды, гуляя на лугу возле Сицилийского города Элевсина, Персефона присела, дабы сорвать прекрасный цветок нарцисс. Когда же она подняла глаза, то уже прямо перед ней была четверка черных лошадей, заправляемая царем подземного мира Аидом. Аид схватил Персефону, и увлек в свои мрачные владения, исполненные скорби и печали. Девять дней блуждала по миру Деметра в поисках своей дочери, но все было тщетно, и только благодаря всевидящему Гелиосу, свершающему свой ежедневный путь по небу, несчастная мать узнала правду о Персефоне. Деметра тут же обратилась за помощью к Зевсу, обо всем ему рассказав, и Зевс приказал Аиду вернуть Деметре ее дочь. Но, прежде чем отпустить Персефону, Аид дал ей съесть несколько зерен граната – символа брака, отчего Персефона была уже навсегда привязана к подземному царству. С тех пор, две трети года Персефона пребывает с матерью на земле, а одну треть вместе со своим мужем в Тартаре, что соответствует смене времен года. В связи с мифом о похищении Персефоны, возникли знаменитые Элевсинские мистерии, посвящавшие своих участников в тайны загробной жизни. К этим мистериям допускались все без исключения – даже рабы, но увиденное и услышанное во время мистерий было запрещено разглашать под угрозой смерти. Элевсинские мистерии сильно перекликались по своей сути с аналогичными мистериями в Древнем Египте, в котором они были связаны с богом Осирисом, которого убил его собственный брат Сет, а затем расчленил тело Осириса и разбросал куски плоти по всему Египту. Исида — сестра и супруга Осириса, долго собирала останки своего мужа, и когда смогла восстановить все тело, недоставало только одной части – фаллоса. Исида сделала недостающий орган из глины, после чего, с помощью своей магии, оживила брата, и соединилась с ним, отчего родился их сын – сокол бог Гор. Аналогичные мистерии практиковались и мистическим сообществом орфиков – последователей Орфея, но об этом мы более детально поговорим во второй части статьи, при рассмотрении ранних этапов развития античной философии. Сейчас же только отметим, что Элевсинские мистерии были тесно связаны, в первую очередь, с самой богиней Деметрой, и что похожие мистерии имели место быть даже на горе Афон, где нашли жертвенник богини Деметры, предположительно предназначавшийся для человеческих жертв. В прочем, человеческие жертвоприношения для древнегреческой религии были большой редкостью, ибо, если кого-то в жертву и приносили, то только отпетых негодяев и преступников. К тому уже, избежать жертвенного алтаря можно было благодаря чистосердечному раскаянию.

Сама фигура Аида и его царство занимают очень важное место в древнегреческой мифологии, поэтому остановимся на них чуть более детально. Начнем с того, что Аид (Плутон или же Орк у римлян) – самый старший из всех богов-олимпийцев, поскольку был первым ребенком Кроноса и Реи. Греки настолько боялись этого бога, что даже старались не произносить его имени вслух, дабы не навлечь на себя беду. Кстати говоря, Аид – это не только имя божества, но и название всего его царства, наравне с такими названиями как Ад либо Тартар. Культ Аида был тесно связан с сельскохозяйственным циклом – в частности, с ростом пшеницы. Проводилась аналогия между ростом пшеницы и человеческой жизнью, которая обрывалась стоящим рядом с Аидом Танатосом, подобно тому, как пшеничный колос срезается серпом во время жатвы. И основная идея, проводимая в данной аналогии, заключается в том, что Смерть – это не что-то ужасное и плохое, а вполне естественный этап жизни – подведение итога. Что будет с колосом пшеницы, если его не срезать, и не сделать из зерен муку? – Он просто сгниет на поле, и не будет от того пользы никому (ведь пшеница – те то растение, которое можно было бы иметь роскошь пускать на удобрение). В связи с этим, различали два вида смерти: смерть бессмысленную или насильственную, которую несли богини Керы (см. выше), и смерть благую, которую ниспосылает дочь Аида и Персефоны – Макария. Это смерть человека, выполнившего свой долг на земле, и готового отойти в мир иной с чистой совестью и легкой душой. По данному поводу хочется привести один очень интересный и поучительный отрывок из беседы двух праведных халифов ислама: Умара ибн Аль-Хаттаба и его предшественника – халифа Абу-Бакра:

«… Знай, что есть такие поступки, которые Аллах принимает только ночью, и не принимает их днем. Также есть поступки, которые Он принимает только днем, и не принимает их ночью. Знай, что Аллах никогда не примет от тебя ничего желательного до тех пор, пока ты не выполнишь обязательного. Знай, что весы того тяжелы, чьи весы будут тяжелы только в Судный День посредством того, что он следовал за Истиной. Знай, что весы того будут легки в Судный День, кто следовал лжи. Знай, что Всевышний Аллах говорит про обитателей Рая, упоминая их по их благим поступкам, умалчивая их прегрешения. Если ты вспомнишь про них при мне, то я непременно скажу, что мечтаю оказаться среди них. Знай, что Всевышний Аллах говорит про обитателей Ада по их грехам, но не отрицает их благие деяния. И если ты вспомнишь про них при мне, то я скажу, что боюсь оказаться среди них. Если ты примешь мои наставления, то для тебя не будет никого, кого бы ты хотел встретить сильнее, чем смерть – и она придет к тебе. Но если ты пренебрежешь моим наставлением, то не будет для тебя никого более ненавистного, чем смерть – и ты не сможешь отстранить ее от себя».