Страна Богов – Греция (2014).

Что же касается внутренней атмосферы Тартара, то она в мифах описывается примерно следующим образом: вход в него сторожит огромный трехголовый пес Цербер, никого не выпускающий обратно. Спустившись в подземелье, душа умершего должна уплатить два серебряника паромщику Харону, дабы тот ее переправил через реку Стикс в само царство мертвых. Если же умершему не были положены монеты на глаза (по другим поверьям – под язык), то ему не чем будет расплатиться с Хароном, и такая душа будет томиться у берегов Стикса, не зная покоя. Помимо Стикса, в Аду было еще четыре реки: Ахерон – река скорби (как мы помним, детьми Ахерона и Никты являются Эринии – богини мести), Флегетон – река огня, Коцит – река плача, и Лета – река забвения, испить из которой должен был каждый умерший, ибо окончательно умер лишь тот, кто потерял свою память. В самой глуби Ада восседает на троне царь Аид и его жена Персефона. В руках у Аида трость с набалдашником в виде трех собачьих голов. Также рядом с Аидом и Персефоной находятся Танатос (изображающийся в данном случае как пожилой мужчина с крыльями, облаченный в черный балахон, и держащий в руках меч), его брат Гипнос, снотворному влиянию которого подвластны и люди  и боги, кровожадные Керы, набрасывающиеся на тела убитых воинов, дабы выпить из них всю кровь, мстительные Эринии, повсюду преследующие грешников на земле, и терзающие их совесть, а также покровительница чародеев Геката, насылавшая ужас на всех смертных, но бывшая и защитницей от злого колдовства для тех, кто ее почитал. Наиболее ярко и точно устройство Ада описано в «Божественной комедии» итальянского поэта Данте Алигьери (начало XIV в.), в которой он попытался совместить античные и христианские представления об Аде. Интересно отметить, что у греков не было выраженного деления загробного мира на Рай и Ад – существовало одно единственное царство мертвых, в котором участь душ зависела от прижизненных поступков. В то же время, у древних египтян такое деление имелось: Рай был представлен полями Иялу, а Ад – царством Аменти. Еще одним любопытным моментом является то, что у некоторых авторов древности Ад и Тартар – это разные вещи. Ад – это царство Аида, где он восседает со своей супругой Персефоной и судит умерших, а Тартар – это бездна, находящаяся под Адом. Причем, бездна настолько глубокая, что брошенная в нее наковальня (по словам Гесиода) достигнет дна только на девятый день. Вокруг же Тартар окружен тремя слоями первобытного мрака Эреба – сына Хаоса и Никты, и здесь можно вспомнить о трех завесах Негативного Бытия каббалистов. Наиболее известным центром поклонения Аиду был город  Элида на северо-западе Пелопонесского полуострова. Там же находился храм Аида, открывавшийся только один раз в год, что символизировало возможность только одной смерти на пути человека — входить в храм могли только жрецы.

Промежуточный итог

Вот мы и познакомились с небожителями Олимпа. Давайте же теперь подведем некоторый промежуточный итог, и внесем некоторые дополнения. Итак, вначале Творения существовал лишь Хаос, из которого вышла первородная Тьма-Никта – вдвоем они дали начало богам первого поколения. Последними представителями первого поколения были Уран – бог неба и Гея – богиня земли, от союза которых родились боги второго поколения – титаны, титаниды, циклопы и Сторукие. Младшим из титанов был Кронос — бог времени, которому его жена Рея родила богов третьего поколения – Олимпийцев, и первым из них был рожден Аид.

Предводителем Олимпийцев стал Зевс – единственный из детей Реи, избежавший участи быть проглоченным своим отцом Кроносом. Вопреки сформировавшемуся устойчивому образу «мачо-громовержца», Зевс был также богом справедливости, следившим за соблюдением закона, защищая невинных и притесненных. Символами Зевса были орел, двусторонний топор и перун. Третьей, последней и наиболее известной «официальной» супругой Зевса была его сестра Гера – Матерь-Богов, хранившая крепость семейного брака, и всеми силами истреблявшая своих соперниц. Наиболее известный храм Геры был на острове Самос, и считается одним из Семи чудес света. Главным атрибутом богини была диадема, а священными животными – павлин и кукушка. Родными братьями Зевса были владыка подземного царства Аид и бог моря Посейдон, потеснивший своим образом таких богов как Понт, Нерей и Океан. Символом Посейдона был трезубец, а священными животными и растениями – дельфин, бык и сосна. Посейдон считался не только божеством моря, но и воды в целом, а также землетрясений. Он же создал коня, и научил людей управлять им. У Геры было две сестры: Деметра – богиня земледелия и плодородия, в честь которой проводились Элевсинские мистерии, и Гестия – богиня-хранительница домашнего очага, давшая обет целомудрия. Гестия – это образ крепкой и счастливой семьи, и является противоположностью богини легкого поведения Афродиты. В честь Гестии в городах поддерживался вечный огонь, а любое дело было принято начинать «с Гестией» – т. е., просить благословения богини перед начало какого-либо дела. Данная традиция является аналогом христианского обычая начинать любое дело с крестного знамения и молитвы «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь», или же мусульманской басмалы – «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного». В отношении Деметры можно также добавить, что ее образом на небе считалось созвездие Девы, в котором солнце находится с 24 августа по 23 сентября – т. е., в период сбора урожая (на самом деле, так было только во времена древних греков, — сейчас солнце находится в этот период в знаке Зодиака Дева, но в созвездии Льва, однако сейчас мы на этом останавливаться не будем). Перечисленные шесть божеств – это старшие Олимпийские боги.

Вторым по величине божеством после Зевса была его дочь Афина, вышедшая из его головы после того, как он проглотил беременной свою первую супругу Метиду. Афина была искусным воином, ткачихой, музыкантом и мастером кораблестроения. А, главное, обладала недюжинной мудростью. Символами богини являются олива (маслина), сова и змея. Согласно мифу, когда Гефест освободил Геру из оков, которыми она была прикована к трону, Зевс пообещал Гефесту исполнить любое его желание, и тот попросил Афину себе в жены. Зевс не мог нарушить данного обещания, но посоветовал Афине защищаться. Когда Афина убегала от Гефеста, его семя пролилось на землю, отчего богиня Гея родила будущего царя Афин – Эрихтония. Сам Гефест также был Олимпийским божеством, хотя вначале и был сброшен матерью Герой в море из-за кривизны его ног.

Если с Афиной у Гефеста ничего не вышло, то с Афродитой было проще, и она считалась его женой. С этой супружеской парой связан миф и о другом небожителе – Аресе, не знавшим себя без войны. Гефест знал о нечестивости своей супруги, и решил пойти на хитрость: им была соткана прочная, но очень тонкая сеть, которую он оставил в спальне перед своим уходом в горы. Стоило только Гефесту сообщить о своем отбытии, как Афродита тут же послала гонца за своим любовником Аресом. Когда же Гефест вернулся, то прелюбодеи были пойманными в сеть, и Гефест позвал всех богов Олимпа, дабы посмеяться над ними – из деликатности не пошли только богини.

Наконец, последними из Олимпийцев были Персефона – дочь Деметры и Зевса, похищенная Аидом, Дионис – вечно пьяный и неунывающий сын Зевса и простой смертной женщины Семелы, двое детей богини Лето – одаренный и светоносный Аполлон, и его сестра Артемида – богиня лунного света, покровительница охотников и амазонок, а также Гермес – вестник богов. Считается, что именно Гермес изобрел числа и азбуку, научив людей грамоте. Он же изобрел семиструнную лиру, и разбил звездное небо на отдельные созвездия. Гермес, наряду с Хароном, занимается переправой душ умерших через реки Тартара.

Двенадцать богов Олимпа

Несмотря на то, что в целом обитателей Олимпа насчитывается почти два десятка, собственно Олимпийскими богами считались только двенадцать из них: Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Гестия, Персефона, Аполлон, Артемида, Гефест, Гермес и Афродита. Причем, разные авторы приводят разные списки. Двенадцать Олимпийских богов напрямую связаны с двенадцатью знаками Зодиака и двенадцатью нотами (семь основных ступеней, плюс пять производных), что отражено в представленной ниже таблице (табл. 1):

Таблица 1 – Соответствие двенадцати богов Олимпа знакам Зодиака

Знак ЗодиакаБожествоАналогия и характеристикаНота
ОвенЗевсОгонь, начало, мощный импульс, толчок, необходимый для старта. Зерно прорастает.До
ТелецГераОвен силен, но импульсивен и непостоянен, поэтому нужно удержать активность в выбранном направлении, необходима стабилизация, продолжение усилий – это Телец. Гера всегда стабилизировала брак, удерживая импульсивность Зевса. Росток пробивается через почву.До-диез (ре-бемоль)
БлизнецыГермесОдной лишь настойчивости недостаточно для успеха, нужна еще и лабильность, гибкость. Росток может упереться в камень, и он должен быть в состоянии обогнуть его.Ре
РакПерсефонаНежный и беззащитный росток проклевывается из земли. Персефона выходит из царства Аида, возвращаясь к матери.Ре-диез (ми-бемоль)
ЛевАполлонРастение в самом расцвете сил, красивое и благоухающее, молодое. Однако, если не пойдут дожди, оно засохнет и погибнет.Ми
ДеваДеметраРастение полностью созрело и дало плоды. Это Деметра – богиня плодородия.Фа
ВесыАидНастала пора сбора урожая и подведения итогов. Плоды срезаются, и взвешиваются на весах.Фа-диез (соль-бемоль)
СкорпионАртемидаВремя осенних дождей. День становится все короче, а ночь все длиннее. В лесах слышны выстрелы охотничьих ружей.Соль
СтрелецГефестОсенняя вспашка земли, дабы ботва растений перегнила и стала удобрением для посева следующего года.Соль-диез (ля-бемоль)
КозерогГестияВыпал первый снег, ночи стали самыми длинными, холодными и мрачными. Семьи собираются у очага. Единение в это время как никогда важно, дабы пережить зиму.Ля
ВодолейПосейдонЗемля спит под снежным покрывалом. Чем больше снега, тем больше весной будет талой воды, тем богаче будущий урожай. Это период власти бога воды Посейдона (как мы помним, Посейдон – бог водной стихии в целом, а не только морей или океанов).Ля-диез (си-бемоль)
РыбыАфродитаСнег тает, природа пробуждается, и готовится к новому витку, новому циклу. Однако, если холода задержатся, снег вовремя не растает и не пропитает живительной влагой землю, то год может выдаться очень бедным и голодным. Именно по воле Афродиты рыбы были перенесены Зевсом на небо, образовав там созвездие.Си

Когда Олимпийское семейство окрепло, Зевс решил покончить со своим отцом Кроносом, и взять власть над миром в свои руки – свершилось то, чего так остерегался древний титан, властелин времени. Основными членами заговора против отца являлись ЗевсАид и Посейдон, торжественно поклявшиеся в верности друг другу и принятому решению, подкрепив свою клятву принесением жертвы (вот только кому, источники обычно умалчивают). Жертвенник, на который возлагались дары, впоследствии Зевсом был вознесен на небо, и так появилось созвездие южного полушария – Жертвенник (в наших широтах не наблюдается). С этим созвездием также связывается жертвенник, на котором Ной приносил Богу свои первые дары после спасения от Всемирного Потопа, а также жертвенник, на котором пророк Авраам хотел заколоть собственного сына Исаака с целью доказательства своей верности Всевышнему. Вместе с тремя братьями выступили и другие Олимпийцы, и так началась великая битва богов и титанов – Титаномахия. Лагерь войска Зевса находился на горе Олимп, а лагерь Кроноса и его братьев-титанов – на горе Офрис. Меж этих гор находится область Фессалия, ставшая местом сражений. Война длилась целых девять лет, и ни одна из сторон не могла победить, пока Зевс не вызволил из Тартара детей Урана – циклопов и Сторуких. Заручившись поддержкой шестерых чудовищ из Преисподней, Олимпийцы быстро одержали верх над титанами, после чего повергли их в Тартар, где доселе томились ужасные порождения Геи. С тех пор Сторукие сторожат закованных в цепи титанов, а циклопы, вместе с Гефестом, куют молнии Зевсу. Тогда же весь мир был разделен между тремя братьями: Зевсу досталось небо, Посейдону – море, Аиду – подземное царство. Что касается Аида, то ему еще и достался подарок от циклопов за участие в их вызволении – шапка-невидимка.

Надо сказать, что не все титаны выступили против Зевса. Древний и мудрый Океан, например, вообще занял позицию нейтралитета, и тем самым избавил себя от участи своих братьев, сброшенных на дно Тартара, а Прометей (представитель младшего поколения титанов) даже встал на сторону Олимпийцев. В то же время, брат Прометея – Атлант получил свое известное наказание, в соответствии с которым ему надлежит вечно держать небо на своих плечах. Богам предстояла еще одна великая битва, но ее пока еще ничего не предвещало, и они задумались над тем, что было бы неплохо населить Землю людьми. По наиболее известной легенде, творцом людей считается Прометей, вылепивший их из глины. Афина дала человеку разум и научила ремеслам, Гермес обучил людей счету и письму, а Деметра научила возделывать землю. Прометей же, из искренней любви к своим творениям, дал им огонь, бывший доступным только богам, за что и навлек на себя гнев Зевса. В наказание, Прометей был прикован к горам Кавказа, где к нему каждый день прилетал орел и клевал его печень.

Негодование Зевса коснулось и людей. Дабы вылить на них свою злость за то, что теперь и они были подобны богам благодаря обладанию огнем, Зевс пошел на очень хитрый поступок: он приказал Гефесту выковать фигуру женщины, в которую затем вдохнул жизнь – так появилась Пандора. Афродита наделила ее большой красотой, а от Зевса она получила любопытство, ставшее роковым для всего человеческого рода. Пандора так сильно понравилась Эпиметею (недальновидному брату Прометея), что тот решил взять ее себе в жены, а вдобавок получил еще и дар от Зевса – золотой ларец. Вручая подарок, Зевс ничего не сказал о его содержимом, лишь только предупредил, что брак молодоженов будет крепким и счастливым, но только при условии, что никто из них не откроет этого ларца. Зевс знал, что Пандора не удержится от вложенного им любопытства, и рано или поздно откроет этот таинственный подарок, что вскоре и случилось. Стоило Пандоре открыть крышку ларца, как по всему свету тут же разлетелись болезни и несчастья, и только птица надежды осталась на дне этого ларца, получившего со временем название ящик Пандоры, а само выражение «открыть ящик Пандоры» стало крылатым.

Во второй раз гнев Зевса обрушился на людей уже вполне заслуженно, ибо род людской погряз в обмане, братоубийстве, насилии и прочем бесчестии, и решил тогда Зевс погубить всех людей, наслав на землю невиданной силы потоп. Только детям Пандоры и Эпиметея позволил он спастись, заблаговременно приказав их сыну Девкалиону соорудить ковчег, взять на него свою сестру Пирру(одновременно и его супругу), и ожидать наступления потопа. Когда воды сошли, ковчег остановился на вершине горы Этны – вулкана, расположенного на восточном побережье острова Сицилия. Все люди погибли, и Девкалиону и Пирре предстояло восстановить население на земле. Для этой цели Зевс приказал им ходить по свету и бросать через себя камни: камни, брошенные Девкалионом, превращались в мужчин, а камни, брошенные Пиррой, — в женщин. Были у спасенной пары и их собственные дети: Эллин и Амфиктион. Эллин считается родоначальником всех греков, и потому их называли эллинами. Амфиктион же стал царствовать в Афинах, дав городу и его нынешнее название, т. к. до потопа город именовался Краная – по имени господствовавшего в нем царя. Что касается отца нового поколения людей – Девкалиона, то он, согласно легенде, был вознесен на небо, и стал созвездием Водолея.

Надо сказать, что после того, как на Земле появились люди, и расселились по ней, жизнь богов стала неразрывно связанной с жизнью людей – как отдельных героев, так и целых племен и народов. Поэтому, прежде чем двигаться дальше, нам будет полезно познакомиться в самых общих чертах с географией Греции того периода, а также месторасположением отдельных племен. Иначе, при рассмотрении дальнейших событий мифологии, в сознании будут возникать только блеклые и размытые образы.

География Древней Греции

Начнем с конца. А именно, — Греции наших дней. Греция находится на юге Европы, и на севере граничит с такими государствами как Албания, Македония и Болгария (в порядке с запада на восток), веером раскинувшимися над греческой границей. На юго-западе ее берега омывает Ионическое море, на юге – Средиземное, а на юго-востоке – Эгейское (рис. 1). На востоке Греция граничит с Турцией: частично по суше (гранича на севере с европейской частью Турции), а частично по морю (гранича с западным побережьем Малой Азии). К югу от материковой Греции, в водах Средиземного моря, находится остров Крит – родина Зевса. Эгейское море содержит в себе около двух тысяч островов, наибольшие из которых отмечены на рис. 1. Здесь мы видим уже знакомые нам острова Кос – место обитания титанов Кея и Фебы, и Самос – центр культа богини Геры и родину Пифагора. Группа островов на юге Эгейского моря получила название Киклады, и стала колыбелью для Кикладской цивилизации (3-2 тыс. до н. э.). В целом Эгейское море дало начало целому ряду цивилизаций эпохи бронзового века (35-11 вв. до н. э.), объединенных общим названием – Эгейская цивилизация. Эгейская цивилизация включает в себя Минойскую цивилизацию (27-14 вв. до н. э.) – цивилизацию острова Крит, а также Элладскую цивилизацию – цивилизацию Балканской Греции (т. е., материковой ее части). Одним из периодов Элладской цивилизации является Микенская цивилизация (16-11 вв. до н. э.), сформировавшаяся вокруг города Микены, расположенного на северо-востоке Пелопоннесского полуострова. Минойскую и Микенскую цивилизации ученые часто объединяют в одну Крито-Микенскую цивилизацию.

Рис. 1 – Современные границы Греции

Рис. 2 – Карта Древней Греции

Балканская часть Древней Греции (рис. 2) делилась на три большие области: Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция граничила на северо-западе с древней страной Иллирией (частью Иллирии были земли современной Албании), а на северо-востоке с Македонией. Сама же Северная Греция была разделена горным хребтом Пинд на две части: западную – Эпир, и восточную – Фессалию. Средняя Греция была отделена от Северной горами Тимфрест и Эта, и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания – прямо напротив нее, в Ионическом море, находится остров Итака – родина легендарного участника Троянской войны Одиссея; Этолия – горным хребтом делилась на две части: населенную дикими варварами северную и политически развитую – южную, Локрида ОзольскаяДоридаФокида – именно здесь находился храм Аполлона Пифийского, Локрида ЭпикнемидскаяЛокрида ОпунтскаяБеотия – исторически важными городами этой области были Орхомен и Фивы, Мегарида и Аттика – область, в которой находится столица Греции Афины, и за которую спорили Афина с Посейдоном (рис. 3).

Рис. 3 – Области Средней Греции и Пелопоннеса

Центральной областью Пелопоннеса является Аркадия – считается, что ее населяли крайне благодушные и открытые люди, и потому эта область пользовалась большой популярностью у поэтов. С запада на восток Аркадию окружали следующие области: Элида – здесь же находился город Олимпия, в котором проводились Олимпийские игры (хотя, легендарная гора Олимп находится на северо-востоке Фессалии, отделяя Грецию от Македонии), Ахайя – последнее место обитания племени ахейцев, мигрировавших сюда из Северного Причерноморья через Фессалию (кстати говоря, в «Илиаде» Гомера под ахейцами подразумевались жители всего полуострова Пелопоннес, а не только области Ахайя), Коринфия с центром в городе Коринф (жителям данного города посвящены три послания апостола Павла в Новом Завете), Арголида – область, в которой был ранее упомянутый город Микены (центр области – город Аргос), Лакония – жители которой отличались краткостью и емкостью речи (отсюда и слово «лаконичность»), а в центре которой – городе Спарте, некогда правил легендарный царь Леонид, предводитель трехсот спартанцев, сложивших свои жизни в битве с персами. Наконец, последней областью была Мессения, в которой, наряду с другими племенами, жили и потомки куретов – воспитателей Зевса.

Наибольшими островами Греции были Крит и Эвбея. Также выделяли три архипелага (группы островов): упомянутые ранее Киклады в юго-западной части Эгейского моря, Спорады в восточной и северной частях того же моря, а также Ионические острова вблизи западного побережья Балканской Греции. Ориентировочно в VIII-VII вв. до н. э. (или даже раньше) греки начали образовывать свои колонии на территории Малой Азии: Эолия, Иония и др., однако мы данного вопроса пока касаться глубоко не будем.

Итак, полученных представлений о географии Древней Греции будет достаточно, дабы продолжить наше повествование о жизни и смерти богов и героев Эллады. А продолжим мы его с описания рода Эллина – сына Пирры и Девкалиона. От Эллина и нимфы Орсеиды произошло три сына: ДорКсуф и Эол. Дор стал основателем племени дорийцев, Эол – эолийцев, а от Ксуфа произошли два других родоначальника: Ахей и Ион, от которых произошли соответственно ахейцы и ионийцы. Дорийцы, ахейцы, эолийцы и ионийцы – одни из самых влиятельных племен Древней Греции.